Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без спроса не продавать

Без спроса не продавать

Поможет ли газификации снижение цен в мире на энергоресурсы

Мировые цены на газ упали до многолетних минимумов и в некоторых случаях стали ниже цен внутри России. Это может сделать газификацию более привлекательной экономически и дать дополнительный толчок для развития внутренней торговли газом.

Пока в России сложилась ситуация, когда поставки газа населению стали экономически более выгодными, но их объем ограничен очень медленно растущим рынком сбыта, который зависит от темпов газификации. Цены по спотовым контрактам на поставку газа в Европе и Азии периодически с прошлого года были ниже, чем стоимость газа в некоторых регионах России. Экспорт трубопроводного газа из нашей страны по итогам только I квартала снизился более чем на 20%, а по итогам полугодия, вероятно, этот показатель увеличится."С декабря 2019 года экспортный нетбэк (рыночная цена минус стоимость поставки) газа при реализации по спотовой цене европейских хабов был стабильно ниже регулируемых оптовых цен в России", - сказала консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова. - Это приводит к тому, что стимулы для развития спроса на внутреннем рынке, включая газификацию, определенно выше, чем несколько лет назад, считает Колбикова.

Стимулы выше, но темпы газификации не изменились. С момента запуска газификация считалась никак не коммерческой, а социальной программой. Основной довод в защиту такого подхода был в том, что тарифы для населения в России значительно отстают от рыночной стоимости газа. Сейчас ситуация в корне переменилась, но парадокс в том, что рост внутреннего потребления газа со стороны населения без ускорения темпов газификации обеспечить не получится.

"При сохранении прироста уровня газификации на 1% ежегодно спрос на газ со стороны населения не вырастет и останется на уровне 51 млрд кубометров в год", - объясняет Колбикова. По ее мнению, для производителей газа гораздо больший интерес представляют крупные нефтехимические проекты, такие как получение метанола и удобрений, за тот же период которые могут дать прирост спроса на газ на 15 млрд кубометров.

Темпы прироста газификации - 1% в год, этого мало для увеличения внутреннего спроса

Поэтому даже несмотря на рост привлекательности внутренних поставок газа, экономический стимул продавать его в больших объемах населению нивелируются необходимостью серьезных затрат на подключение новых потребителей. В принятой правительством "Энергетической стратегии РФ до 2035 года" сегодняшний уровень газификации субъектов РФ в 68,6% планируется увеличить до 74,7% в 2024 году и до 82,9% к 2035 году. То есть рост составит немногим более 1% в год.

Учитывая, что газификация и в целом поставки на внутренний рынок в бюджете "Газпрома" в значительной степени субсидировались за счет экспортных доходов, то сейчас изыскивать средства на эти цели будет сложнее, говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, если государство поставит задачу изыскать средства, то это, очевидно, будет сделано.

Кроме того, вероятность принципиального ускорения газификации регионов маловероятна не только из-за низкой заинтересованности поставщиков газа, но и из-за высокой значимости внутреннего рынка для производителей угля при крайне медленном уровне газификации регионов, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 22.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики