Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без спроса не продавать

Без спроса не продавать

Поможет ли газификации снижение цен в мире на энергоресурсы

Мировые цены на газ упали до многолетних минимумов и в некоторых случаях стали ниже цен внутри России. Это может сделать газификацию более привлекательной экономически и дать дополнительный толчок для развития внутренней торговли газом.

Пока в России сложилась ситуация, когда поставки газа населению стали экономически более выгодными, но их объем ограничен очень медленно растущим рынком сбыта, который зависит от темпов газификации. Цены по спотовым контрактам на поставку газа в Европе и Азии периодически с прошлого года были ниже, чем стоимость газа в некоторых регионах России. Экспорт трубопроводного газа из нашей страны по итогам только I квартала снизился более чем на 20%, а по итогам полугодия, вероятно, этот показатель увеличится."С декабря 2019 года экспортный нетбэк (рыночная цена минус стоимость поставки) газа при реализации по спотовой цене европейских хабов был стабильно ниже регулируемых оптовых цен в России", - сказала консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова. - Это приводит к тому, что стимулы для развития спроса на внутреннем рынке, включая газификацию, определенно выше, чем несколько лет назад, считает Колбикова.

Стимулы выше, но темпы газификации не изменились. С момента запуска газификация считалась никак не коммерческой, а социальной программой. Основной довод в защиту такого подхода был в том, что тарифы для населения в России значительно отстают от рыночной стоимости газа. Сейчас ситуация в корне переменилась, но парадокс в том, что рост внутреннего потребления газа со стороны населения без ускорения темпов газификации обеспечить не получится.

"При сохранении прироста уровня газификации на 1% ежегодно спрос на газ со стороны населения не вырастет и останется на уровне 51 млрд кубометров в год", - объясняет Колбикова. По ее мнению, для производителей газа гораздо больший интерес представляют крупные нефтехимические проекты, такие как получение метанола и удобрений, за тот же период которые могут дать прирост спроса на газ на 15 млрд кубометров.

Темпы прироста газификации - 1% в год, этого мало для увеличения внутреннего спроса

Поэтому даже несмотря на рост привлекательности внутренних поставок газа, экономический стимул продавать его в больших объемах населению нивелируются необходимостью серьезных затрат на подключение новых потребителей. В принятой правительством "Энергетической стратегии РФ до 2035 года" сегодняшний уровень газификации субъектов РФ в 68,6% планируется увеличить до 74,7% в 2024 году и до 82,9% к 2035 году. То есть рост составит немногим более 1% в год.

Учитывая, что газификация и в целом поставки на внутренний рынок в бюджете "Газпрома" в значительной степени субсидировались за счет экспортных доходов, то сейчас изыскивать средства на эти цели будет сложнее, говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, если государство поставит задачу изыскать средства, то это, очевидно, будет сделано.

Кроме того, вероятность принципиального ускорения газификации регионов маловероятна не только из-за низкой заинтересованности поставщиков газа, но и из-за высокой значимости внутреннего рынка для производителей угля при крайне медленном уровне газификации регионов, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 22.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики