Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нафтогаз" намеренно драматизирует ситуацию – эксперт о разрыве транзитного договора с РФ

"Нафтогаз" намеренно драматизирует ситуацию – эксперт о разрыве транзитного договора с РФ

"Нафтогаз" пугает общественность возможным разрывом контракта на транзит газа с "Газпромом". Эксперт по энергетике Игорь Юшков рассказал, почему это не больше, чем просто угрозы.

Недавно 47 депутатов Верховной рады обратились в Конституционный суд Украины с просьбой признать несоответствующим конституции выделение из НАК "Нафтогаз Украины" компании "Оператор ГТС Украины". Среди подписантов – лидер партии "Батьковщина" Юлия Тимошенко и глава политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктор Медведчук.

В связи с этим в интервью агентству LIGA.net глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заметил, что если анбандлинг его компании будет признан неконституционным, "Газпром" может потребовать разрыв или пересмотр договора на транзит российского газа.

В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков рассказал, почему заявления главы "Нафтогаза" – попытка защитить себя, а у "Газпрома" действительно появился шанс пересмотреть невыгодный контракт.

"Если выделение "Оператора ГТС" признают нелегальным, тогда встает вопрос, кто будет нести ответственность за незаконные действия, почему вообще это произошло. Могут и в коррупции обвинить. И в итоге окажется, что Коболев может быть не только уволен, но и посажен в тюрьму. Поэтому, действительно, это риски прежде всего для менеджмента "Нафтогаза". Хотя на самом деле руководству "Нафтогаза" выделение "Оператора ГТС" было невыгодным – неизбежным, но невыгодным", – сказал Юшков.

Эксперт напомнил, что "Нафтогаз" руководствовался логикой европейских норм, что на Украине должно быть, как в Европе. Потому транспортную составляющую от добычи и сбыта требовалось отделить. И "Нафтогаз" на это пошел.

"Но что важно: даже если конституционный суд признает это незаконным, и ГТС вернется в собственность "Нафтогаза" – это не обозначает автоматического разрыва контракта с "Газпромом". Коболев еще говорит о том, что европейцы отзовут свою лицензию у независимого оператора. Естественно, если он перестанет быть независимым и войдет в вертикаль главной компании. Да, но европейцы же как-то работали с Украиной до декабря 2019 года. И ничего страшного не происходило, газ все равно шел", – добавил Юшков.

Автоматически контракт "Газпром" разорвать не сможет, полагает эксперт. Но у российской компании появится зацепка этот договор оспорить, поменять условия, а в будущем и расторгнуть его. Но это будет происходить в рамках судебных разбирательств:

"В этом плане Коболев прав, но он намеренно драматизирует ситуацию, чтобы показать, что действия Тимошенко деструктивные. Хотя для "Газпрома" этот контракт действительно является обременением. Я думаю, что была неформальная договоренность, что РФ продлевает контракт с Украиной, а европейцы разрешают нам достроить "Северный поток–2". В итоге – были введены санкции, да, США, но это забота Европы была – не допустить эти санкции. Поэтому моральное право "Газпром" разорвать контракт все же имеет.

"Да и ситуация существенно изменилась. Если бы "Газпром" через судебный порядок разорвал контракт – это было бы даже выгодно. Он платит очень много Украине, спрос в Европе упал, а Россия либо прокачивает, либо платит", – заключил Юшков.

Кроме того, обходные пути для сохранения обязательств перед Европой есть – фактически завершен "Турецкий поток", в первом квартале 2021 года "Газпром" планирует запустить "Северный поток–2".

Напомним, что сам анбандлинг "Нафтогаза" произошел 1 января 2020 года. Так, ГТС перешла из управления "Нафтогазом" в управление ООО "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ). По словам представителя "Нафтогаза", именно это позволило подписать контракт с "Газпромом" на транзит по европейским правилам.

Источник: Baltnews.ee, 23.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики