Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" нашел новый способ дотянуть "Северный поток - 2" до Европы

"Газпром" нашел новый способ дотянуть "Северный поток - 2" до Европы

Госкорпорация подала в суд на немецких чиновников

Отказ Федерального сетевого агентства ФРГ (BNA) в освобождении российского трубопровода «Северный поток - 2» (СП-2) от требований ЕС по ограничению экспорта и продажи «голубого топлива» по еще недостроенному маршруту, вынудил Россию пойти на ответные меры. Фирма Nord Stream 2, которая является оператором проекта и принадлежит «Газпрому», опротестовала решение немецкого ведомства, утверждая, что новая труба полностью отвечает юридическим порядкам стран Старого Света. Очередные судебные баталии, связанные с увеличением поставок российских энергоресурсов в Европу, могут сдвинуть запуск СП-2 в эксплуатацию, который намечен на конец этого года. Между тем, России осталось проложить лишь 160 км подводного участка газопровода. Если Москва воспользуется рядом пробелов в законодательных нормах Евросоюза, то сможет в оперативные сроки наладить поставки по новому маршруту. 

Поданная в суд Дюссельдорфа апелляция компании Nord Stream 2 касается, скорее юридической казуистики и разночтений правовых нюансов стран ЕС, нежели конкретных нарушений законодательства. В мае BNA отказало в освобождении «Северного потока - 2» от новых требований Газовой директивы. Согласно этому документу, любой экспортный трубопровод, строительство которого должно было завершиться до 23 мая 2019 года, подчиняется следующим антимонопольным правилам: либо часть маршрута, пролегающая по территории ЕС, должна принадлежать сторонним компаниям, не участвующим в производстве «голубого топлива»; либо собственник трубопровода должен предоставить часть объемов трубы альтернативным поставщикам.

Дать полноценную жизнь «Северному потоку - 2» в установленные законом сроки «Газпрому» не удалось. На компанию и ее европейских компаньонов, обеспечивающих инвестициями половину проекта, посыпались многочисленные политические и экономические санкции, в основном, со стороны Вашингтона, которые привели к их отказу от участия в укладке трубы через акваторию Черного моря. В результате, основной строительный подрядчик Allseas, занимавшийся работами по прокладке последнего участка СП-2, во избежание американских ограничений, вывел свои суда из Балтийского моря. «Газпрому» пришлось перебрасывать в зону производственных работ судно «Академик Черский», который пока является единственным отечественным трубоукладчиком, способным завершить строительство подводного участка СП-2.

«Академик» уже готов приступить к завершению укладки последних 160 км газопровода, проектная мощность которого должна достигать 55 млрд кубометров в год. Этот объем позволит России сохранить свою долю в европейском энергетическом балансе, которая в настоящее время оценивается в 40%, и предложить странам Старого Света закупать «голубое топливо» по современному транспортному маршруту, заметно отличающемуся в лучшую сторону от украинской газопроводной системы или даже старого трубопровода «Ямал-Европа», доступ России к которому ограничила Польша.

Как полагают эксперты, юридические препоны, которые ставятся перед СП-2, выглядят несколько абсурдными. Новый российский газопровод проектировался под конкретную ресурсную базу — Южно-Русское и Бованенковское месторождения, находящиеся на Ямале. Новые контакты с этим трубопроводом со стороны других производителей, как того требует Газовая директива ЕС, окажутся явно экономически неоправданными.

Тем не менее, уже понятно, что России со вводом СП-2 все-таки придется подождать. Апелляция Nord Stream 2 будет рассмотрена BNA не ранее 15 сентября — до этого срока «дочке» «Газпрома» придется обосновать свои претензии. От их содержания во многом будет зависеть ход процесса, который также рискует затянуться на несколько лет.

Вместе с тем, как полагают эксперты, в настоящее время «Газпрому», в первую очередь, необходимо решить главную задачу — достроить новый газопровод, после чего можно будет обдумывать задачи по его наполнению.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, по сей день в европейском праве остаются некоторые лазейки, позволяющие обойти наложенные ограничения. Во-первых, можно передать права управления СП-2 третьей стороне, владельцы которой будут сохранять инкогнито. Часть транспортных мощностей «Северного потока - 2» придется бронировать и выкупать на аукционах, где «Газпром», как единоличный поставщик сырья по этой трубе, получит карт-бланш.

Вторым вариантом станет создание новой электронной торговой площадки, заточенной на поставки углеводородов из Балтийского моря. «Голубое топливо», равно как и «черное золото», может закупаться на этой виртуальной бирже конкретными покупателями, задачей которых станет перепродажа энергоресурсов по всему миру. В таком проекте смогут принять участие как российские производители, так и зарубежные инвесторы, поскольку новая «биржа» станет серьезной альтернативой площадкой для традиционных игроков сырьевого рынка планеты.

Но самым революционным решением станет отмена монополии «Газпрома» на экспорт российского «голубого топлива». «По выходе газа из России можно изменить законодательство и позволить экспортировать сырье не только «Газпрому», но и другим добывающим компаниям», — отмечает Митрахович. Тогда и российский газ в Европу будет течь в полном объеме, и положения газовой директивы будут формально выполнены.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 25.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики