Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Усиленные санкции США против «Северного потока-2» поставят РФ и ЕС перед серьезным выбором

Усиленные санкции США против «Северного потока-2» поставят РФ и ЕС перед серьезным выбором

Дополненные санкции США против «Северного потока-2» станут поводом для пересмотра стратегии по окончанию строительства и объединят Россию и Европу для завершения проекта, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Сенаторы Соединенных Штатов Америки включили дополнительные санкции против российского газопровода «Северный поток-2» в оборонный бюджет страны. Как только документ поддержат в Палате представителей, его направят президенту Дональду Трампу на подпись. Законопроект о расширении санкций на 2020-2021 финансовый год, который начнется 1 октября, подготовили Тед Круз, Джинн Шейхин, Том Коттон, Рон Джонсон и Джон Баррассо. По мнению указанных лиц, ограничения будут способствовать «обеспечению национальной безопасности» Соединенных Штатов. Сенаторы практически повторили действия, совершенные в прошлом году – включение санкций в проект оборонного бюджета позволяет ускорить их принятие, так как военный бюджет практически гарантированно будет утвержден, в отличие от обычных законопроектов, которые обычно рассматриваются довольно долго.

Отметим, что в Вашингтоне не раз высказывались о том, что указанный газопровод является «инструментом принуждения», который нацелен на усиление зависимости Польши и Украины от газа из Российской Федерации.

Новые санкции направлены против судов страховщиков и сервисных компаний, выполняющих геодезические, траншейные, сварочные и другие работы. Также под санкции попадают компании, которые осуществляют тестирование и сертификацию проекта, без чего он не может быть введен в эксплуатацию.

«Ситуацию можно назвать довольно тяжелой. Если предыдущие санкции подразумевали, что «Газпром» мог решить проблемы с помощью своих трубоукладчиков в Балтийском море, то дополнения к ограничениям в такой формулировке предполагают, что окончание проекта теперь будет зависеть не только от российской компании.

Эти санкции вводятся против Германии и Дании, так как сертификацию и прием работ должны осуществлять регуляторы указанных стран – именно в их акватории пройдет газопровод», - комментирует эксперт.

Напомним, что строительство «Северного потока-2» в настоящее время приостановлено ​​из-за вступивших в силу в декабре 2019 года американских санкций в отношении европейских подрядчиков. Они были нацелены на компании, чьи суда непосредственно ведут прокладку труб под водой. Санкции предусматривают запрет на въезд в Соединенные Штаты для представителей этих компаний, а также замораживание любых активов на территории страны.

В рамках проекта «Северный поток-2» осуществлялась прокладка двух ниток газопровода суммарной мощностью 55 млрд кубометров в год от побережья Российской Федерации через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают Соединенные Штаты Америки. В Белом доме планируют продвигать свой сжиженный природный газ на рынке Европейского союза. Риторику Вашингтона повторяет и Украина, опасающаяся потерять транзит российского топлива.

Указанные страны и другие государства полагают, что «Северный поток-2» призван решать политические вопросы, однако российская сторона неоднократно подчеркивала, что проект носит исключительно коммерческий характер и выгоден европейской стороне и Германии в частности.

Американская атака на экономику ЕС

Ранее в «Газпроме» заявляли, что рассчитывают запустить газопровод в конце этого или начале следующего года. Россия способна самостоятельно достроить газопровод с помощью «Академика Черского», совмещающего в себе функции кранового судна и трубоукладчика. Сейчас он находится в порту Мукран, где расположена логистическая база «Северного потока-2».

В Европе уже отреагировали на действия американских сенаторов. Так, бывший канцлер ФРГ, председатель совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер назвал возможные новые санкции США против проекта «Северный поток-2» «осознанным расторжением трансатлантического партнерства», «неправомерной атакой на европейскую экономику и неприемлемым вмешательством в суверенитет ЕС и энергетическую безопасность Западной Европы». Также Шредер предупредил, что в случае принятия новых санкций финансовые последствия «были бы огромными», так как под угрозой оказались бы инвестиции в европейскую инфраструктуру в размере €12 млрд, а потребители столкнулись бы с дополнительными расходами в размере до €4 млрд в год.

Такая реакция, уверен Игорь Юшков, связана с тем, что Германия из-за обновленных ограничений попадает в очень затруднительное положение.

«Поэтому в Германии так активно протестуют против действий Соединенных Штатов. Труба выходит на их берег, поэтому они и обязаны отвечать за безопасность инфраструктуры «Северного потока-2». Если государство будет обеспечивать безопасность и обслуживать газопровод, то автоматически попадет под санкции. И ограничения коснутся не только коммерческих компаний, но и государственных органов.

Немцы выступают против того, чтобы американская сторона вводила ограничения, несмотря на союзнические отношения между двумя странами», - объясняет эксперт.

Однако, добавил эксперт, необходимо все же дождаться формулировки итогового закона, так как в рамках обсуждения текст зачастую меняется. На фоне этого, считает Игорь Юшков, утвержденная на сегодняшний день формулировка ограничений может быть изменена.

Поэтапное решение: как Россия будет достраивать газопровод

Сейчас документ «уточняет и расширяет санкции в рамках закона об обеспечении энергетической безопасности Европы» и направлен «на блокировку завершения строительства газопровода». Однако не исключено, что американская сторона не прибегнет к изменениям и пожертвует ради своих интересов дружеским сотрудничеством с Европейским союзом.

«Если же законопроект утвердят в существующем виде, то, вероятнее всего, «Газпром» все равно завершит строительство, но ввод в эксплуатацию станет следующим этапом. Ранее санкции не подразумевали помеху запуску «Северного потока-2». Новые ограничения лишают «Газпром» такой возможности – его не дадут использовать, что приведет к дополнительным издержкам.

Из-за этого российская сторона встает перед выбором – попасть под санкции или же оставить трубу в недостроенном состоянии. Но бросать проект на дне моря – это нонсенс. Ведь газопровод завершен на 96%. Поэтому «Газпром» не сможет просто отказаться от проекта, так как его окончание можно назвать принципиальной целью России. Поэтому «Газпром» при любом решении американских властей пойдет по пути к окончанию проекта и будет двигаться шаг за шагом: сначала достроит газопровод, найдет способ ввода в эксплуатацию и, наконец, найдет способ вывода «Северного потока-2» на полную мощность на фоне ограничений Третьего энергопакета. При этом подключиться к решению этого вопроса придется и Евросоюзу, ответственность на который распространится в ходе преодоления одного из этапов», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 01.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики