Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Предсказано развитие конфликта вокруг «Северного потока-2»

Предсказано развитие конфликта вокруг «Северного потока-2»

США и Германия вошли в клинч

Страсти вокруг «Северного потока-2» обрели трансатлантический размах и характер чуть ли не боевых действий. Сенат США включил дополнительные санкции в отношении проекта в оборонный бюджет страны на 2020-21 финансовый год. Это усилило конфликт Штатов с Германией: бывший канцлер Шредер, например, назвал происходящее "расторжением трансатлантического партнерства". 

Ровно то же трюк законодатели провернули в прошлом году: первый пакет ограничений вступил в силу в «одном флаконе» с «Законом об ассигнованиях на национальную оборону» (NDAA). После чего швейцарская компания Allseas мгновенно остановила работы по СП-2 и отвела суда-трубоукладчики. Но между этими двумя пакетами есть принципиальное различие: если первый бил преимущественно по России и «Газпрому», то второй – скорее, по Германии и европейской экономике в целом.

Об угрозе для Старого Света заявил глава комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шрёдер. Готовящиеся санкции в отношении "Северного потока-2" он расценил как «намеренное расторжение трансатлантического партнерства», как «неоправданное нападение на европейскую экономику и недопустимое вмешательство в суверенитет ЕС и энергетическую безопасность в Западной Европе».

По словам германского экс-канцлера, ограничения напрямую затронут более 120 компаний в области судостроения, инженерного дела, охраны природы и безопасности. Все они работают или работали с Nord Stream 2. Кроме того, предупредил Шредер, потребители на континенте столкнутся с дополнительными расходами в размере до €4 млрд в год. О том, что СП-2 должен быть достроен, несмотря на экстерриториальные санкции США, не соответствующие правовым ожиданиям Германии, заявила в среду и действующий канцлер Ангела Меркель

Новый пакет, подготовленный группой сенаторов во главе с Тедом Крузом и Джинн Шейхин, содержит пока довольно расплывчатые формулировки. Он предполагает распространить ограничительные меры, во-первых, на все участвующие в строительстве суда, во-вторых, на компании, оказывающие этим судам страховые и портовые услуги, в-третьих, на тех, кто обеспечит сертификацию для начала эксплуатации газопровода.

Речь идет, таким образом, об упреждающем ударе: мол, ребята-европейцы, лучше не связывайтесь с российским трубопроводом, иначе плохо придется. Что касается включения санкций в NDAA, то это позволит технически ускорить их принятие: в отличие от обычного законопроекта, который рассматривается долго, военный бюджет гарантированно утверждается ежегодно осенью.

Для немцев вся эта ситуация уже за гранью добра и зла, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Сейчас Германия активно выступает против озвученных в Вашингтоне мер, налагающих запрет на лицензирование и обслуживание газопровода. На ее территории полностью готова сухопутная инфраструктура для приемки российского газа, безопасность которой (в том числе экологическую) Берлин обязан обеспечивать. Но в этом случае органы федеральной власти ФРГ формально подпадают под американские санкции. Немцев категорически не устраивает непрозрачность законопроекта, они пытаются добиться от США конкретизации формулировок, чтобы знать, что их ждет.

Что касается роли «Газпрома», то дальнейшее развитие событий вокруг "Северного потока-2" зависит уже не только от усилий российской корпорации. Первый пакет санкций запрещал европейцам достраивать газопровод, но не его эксплуатацию. Поэтому «Газпром» взялся довести дело до конца самостоятельно, вызвав из Находки судно-трубоукладчик «Академик Черский». Теперь же получается: даже если СП-2 будет достроен, никто в ЕС не станет его лицензировать и использовать.

Вероятнее всего, предполагает Юшков, «Газпром» прибегнет к тактике пошаговых действий. Сначала он достроит гозопровод, затем вместе с европейскими партнерами будет решать, как получить лицензию и ввести трубу в эксплуатацию в условиях санкций. И, наконец, компании придется подумать, как загрузить "Северный поток-2" на полную мощность и одновременно адаптировать его к нормам так называемого Третьего энергопакета, в соответствие с жестким законодательством ЕС.

Угроза Вашингтона предъявить санкции европейским партнерам «Газпрома» по СП-2 вызвала весьма жесткую реакцию со стороны Германии, которая является главным российским союзником по этому проекту, констатирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он напомнил, что Берлин даже пригрозил наложить ответные ограничения на экономические отношения с США. «Северный поток-2» — еще один повод для борьбы между США и ЕС за европейский энергетический рынок.

"В ответ на жесткий вариант законопроекта о санкциях Германия может ввести пошлины на американский сжиженный природный газ. И это будет болезненным ударом для Белого дома, поскольку Старый Свет крайне важен для Вашингтона в качестве рынка сбыта", — утверждает эксперт.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 01.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики