Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты разошлись во мнениях об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза»

Эксперты разошлись во мнениях об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза»

Инициатива объединения «Газпрома» и «Нафтогаза», с которой неожиданно выступил в пятницу накануне майских праздников премьер-министр РФ Владимир Путин, вызвала раскол среди российских экспертов. Одни называют это серьезным успехом РФ, который откроет дешевый путь для транзита газа в Европу, другие полагают, что это принесет России только лишние проблемы в виде огромных затрат на модернизацию украинской ГТС.

Эксперты разошлись во мнениях и о схеме возможного объединения компаний, допуская самые разные варианты, — СП, поглощение «Газпромом» «Нафтогаза» или управление украинской ГТС в формате РФ-Украина без Евросоюза.

Сенсация и собственные ворота в Европу

С оптимизмом смотрит на возможное слияние гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Если это так, то это мега-сенсация. Это означает, что едва ли не впервые за последние много лет мы одержали очень серьезную победу во внешней политике. Получим газовую трубу и собственные ворота в Европу объемом минимум 140 миллиардов кубов (транзитная мощность ГТС Украины)», — сказал он.

Вместе с тем эксперт указывает, что неправильно говорить об объединении, так как компании несопоставимы как по капитализации, так и по направлениям деятельности.

«По сути, может произойти только поглощение «Газпромом» «Нафтогаза». И если речь идет о таком варианте, то это сенсация в десять раз более громкая, чем сделка «газ в обмен на флот», — говорит Симонов.

По его мнению, речь может идти о передаче «Газпрому» ГТС Украины — в таком случае это будет не консорциум, который предполагал тройственное участие (РФ, Европа, Украина), а возможное в перспективе прямое управление Россией украинской транзитной системой.

Однако получить дешевый путь транзита газа в Европу, России придется потратить деньги на модернизацию украинской ГТС, напоминает эксперт.

«Осталось только вложиться в модернизацию ГТС, а это порядка 3 миллиардов долларов, и мы получим трубу объемом 141 миллиард кубов с возможностью расширения до 170 миллиардов», — сказал Симонов. По его словам, Украина, со своей стороны, должна гарантировать, что «Газпром» останется собственником ГТС не только на период президентства Виктора Януковича.

С другой стороны, возникает вопрос о целесообразности реализации проекта «Южный поток», который должен исключить Украину из транзитной схемы поставок газа из РФ в Европу.

«Мы очень активно развивали «Южный поток», который мог бы избежать транзита через Украину. Еще вчера мы были уверены, что Украине осталось быть транзитером еще семь-восемь лет, и все… Теперь ситуация меняется радикально. Но возникает вопрос — зачем нужен «Южный поток?», — говорит Симонов.

Реальнее СП, а не слияние

Главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин более сдержан в оценках, отмечая, что перспективы и схемы объединения неясны.

«Какая будет схема этого объединения — СП, совместный венчур или другое — понять пока сложно, потому что деталей нет, они будут озвучены после майских праздников. Но в целом, полагаю, работа будет идти именно по направлению получения максимальной выгоды, как для российской стороны, так и для украинской», — отмечает он.

По словам эксперта, Украине важна скидка в цене на газ, плюс платежи, которые «Нафтогаз» получает за транзит российского газа. Выгода России заключается в надежном транзите своего газа, плюс, возможно, в выходе на новый рынок — украинский.

Наиболее реалистичным Лютягин считает вариант с созданием совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза», которое будет работать на территории Украины. «Но я думаю, что это, по сути, будет управление ГТС в формате Россия-Украина (без участия Европы), с возможностью для Украины получать дешевый газ», — добавляет он.

НАК в нагрузку

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, со своей стороны, считает, что возможное объединение принесет России в целом и «Газпрому» в частности только проблемы.

«Во-первых, сложно будет Украине через Раду провести это решение. Во-вторых, НАК реально в очень плохой ситуации, перед ним стоят риски банкротства», — отмечает он.

Правосудов добавляет, что на внутреннем рынке Украины низкие цены на газ, и «Нафтогаз» работает себе в убыток.

«Они (НАК) повесят эту проблему на „Газпром“ — цены по-прежнему будут низкие на внутреннем рынке, за газ будет фактически платить „Газпром“. Я не думаю, что „Газпром“ под этим подпишется», — рассуждает эксперт.

Кроме того, газотранспортная система Украины сильно изношена, и в нее нужно вкладывать огромные деньги. По мнению Правосудова, вариант модернизации ГТС посредством консорциума с участием Европы более оптимален — он поможет разделить риски и расходы. Получать контроль над ГТС сейчас невыгодно России — столь значительные капвложения сопряжены с риском в текущей экономической ситуации на Украине в целом и в «Нафтогазе» в частности.

«С учетом политической ситуации на Украине слияние „Газпромома“ с „Нафтогазом“ скорее нереально… Для „Газпрома“ это будет нагрузка, особых выгод в ближайшей перспективе я не вижу», — заключил эксперт.

Источник: РИА Новости, 30.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики