Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кризис — время выбора стратегии

Кризис — время выбора стратегии

Дайджест ключевых отраслевых событий за неделю через призму мнений экспертов.

Обратный акциз для нефтегазохимии

По сообщению пресс-службы кабинета министров России, правительство РФ обсудит проект о введении обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы.

«Вопрос о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье», — говорится в сообщении. В нем так же отмечается, что этот законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса России.

Стоит отметить, что президент РФ Владимир Путин еще в мае 2020 года дал поручения правительству по итогам совещания о поддержке энергетической отрасли, среди которых было обеспечение установления вычета по акцизу на этан и СУГ в зависимости от объема инвестиций в нефтегазохимические мощности. В июне вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал о том, что закон об обратном акцизе может заработать уже в 2020 году.

Министр энергетики РФ Александр Новак ранее говорил, что Минэнерго совместно с Минфином уже подготовили и внесли в правительство законопроект, направленный на развитие нефтехимии и нефтепереработки, а содержащиеся в документе меры позволят привлечь около 3 триллионов рублей новых инвестиций в отрасль.

В то же время источники «НиК» в отрасли считаю преждевременным комментировать данные проект, поскольку обсуждается он давно, однако реальных результатов пока не видно. Кроме того, например, СИБУР уже дал понять, что нынешний вариант законопроекта об обратном акцизе его не удовлетворяет. Гендиректор СИБУРа Михаил Карисалов в июньском интервью «Коммерсанту» говорил о том, что обратный акциз на СУГ в 4,5 тыс. руб. «нельзя считать достаточным для выравнивания условий переработки разных видов нефтехимического сырья и стимулирования новых проектов».

Напомним, что о необходимости введения обратного акциза на этан и СУГ для развития нефтегазохимии в кабинет министров заговорили еще в 2018 году, но из-за споров о компенсации обратного акциза на СУГ никакого реального воплощении данный замысел не имел. Минфин настаивал на введении для этого с 2023 года НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ), Минэнерго выступал данной меры.

В то же время стоит напомнить, что в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» поставлена цель — к концу 2024 года увеличить экспорт химической продукции, в том числе нефте- и газопереработки, с $17,4 млрд до $37 млрд в год. В марте 2019 года в рамках нацпроекта была утверждена «дорожная карта» развития нефтегазохимии до 2025 года. Согласно этому документу, объем выработки крупнотоннажных полимеров к 2025 году должен составлять 11,1 млн тонн, объем их экспорта вырасти до 4,4 млн тонн. Доля переработки СУГ внутри страны к 2025 году должна увеличиться до 8,2% с нынешних 4,6%, переработки нафты — с 5,6% до 7,2%.

Отраслевые эксперты неоднократно указывали, что необходимость в господдержке нефтехимии назрела давно, поскольку эта отрасль не только создает высокую добавленную стоимость, но и позволяет с достоинством пережить волатильность нефтяного рынка, поскольку спрос на ее продукцию имеет стабильный рост.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки в интервью «НиК» заявила, что она положительно относится к любым начинаниям правительства, направленным на увеличение рабочих мест и улучшение экономического положения предприятий нефтегазохимии.

При этом эксперт отметила, что для развития внутреннего рынка необходимо принятие глобальных экономических решений, направленных на поддержку всей производственной цепочки нефтегазохимии: «В экономике, также как и в физике, есть закон сохранения энергии, то есть в экономике можно деньги переложить из одного кармана в другой, но этот банкет все равно будет проходить за чей-то счет. Это значит, что вопрос не только в развитии нефтегазохимии, а в поддержке ее потребителей», — указала Канделаки. Если внутренний рынок будет отстроен по мировым ценам, то российские предприятия не в состоянии будут эту продукцию покупать, пояснила эксперт: «Поэтому для достижения реального экономического эффекта для промышленности и экономики страны необходимо смотреть на всю производственную цепочку. Господдержка через льготы необходима в том числе и конечным потребителям, то есть малому и среднему бизнесу».

Гендиректор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора», доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова заметила, что драйвером развития российской нефтехимической отрасли могут стать инвестиции, зависящие от системной поддержки государства: «Предлагаемые субсидии в виде обратного акциза на сырье — это, безусловно, поддержка предприятиям, однако, зависящая от мировых цен на углеводороды, курса национальной валюты и других показателей, которые будут заложены в формуле расчета. Высокая волатильность цен на углеводороды, пониженный спрос на топливо в кризисный период оставляет предпосылки неопределенности и риска. Большая часть анонсированных проектов в нефтехимической отрасли в России на протяжении многих лет так и не вышла на уровень реализации. Однако отрасль является перспективной с точки зрения замещения импортируемой продукции», — заявила эксперт в интервью «НиК».

По ее мнению, сложившийся в настоящее время кризисный период, требующий значительных бюджетных расходов на поддержку здравоохранения, граждан и бизнеса, диктует важность незамедлительных решений в части формирования будущего ВВП и благоприятного фискального режима и, как следствие, привлечения инвестиций в развитие производственного сектора, включая высокотехнологичную нефтехимическую отрасль. 

Пчелы против меда?

Британский нефтегазовый гигант BP сообщил, что компания договорилась о продаже своего нефтехимического бизнеса производителю химической продукции INEOS за $5 млрд.

Компания отмечает, что нефтехимическое направление обладает передовыми технологиями и современными производственными предприятиями. «В целом это направление имеет интересы в 14 производственных предприятиях в Азии, Европе и США и в 2019 году мы произвели 9,7 миллиона тонн нефтехимической продукции», — говорится в заявлении ВР.

INEOS с штаб-квартирой в Лондоне является одной из крупнейших мировых химических компаний, включающей в себя более 180 предприятий в 26 странах. Штат составляет около 22 тысяч сотрудников по всему миру. Она уже в течение 20 лет приобретает предприятия у BP. В 2005 году INEOS за $9 млрд приобрела Innovene, дочернюю компанию BP. Поэтому нынешняя покупка не будет считаться самой значительной.

В то же время эксперты пока не имеют четкого представления о том, в чем причина такой стратегии BP и зачем она избавляется от своего нефтехимического бизнеса. Вполне возможно, что компания хочет выйти из-под удара в связи с принятой в Европе экологической стратегии декарбонизации. С другой стороны, есть вероятность, что BP обладает некими данными о новых технических разработках, поэтому старается быстрее продать свою нефтехимию.

Тамара Канделаки считает, что новость о продаже BP нефтехимических активов ставит перед всей нефтехимической отраслью ключевой вопрос: какой будет доминирующий энергоноситель в мире к 2050 году, водород или электричество, а может быть, что-то еще? «Ответ на этот вопрос пока никто не знает. Для меня научно-техническая политика государства — это определение доминирующего вида топлива на ближайшее будущее. В нашей стране, на мой взгляд, это однозначно бензин и дизельное топливо», — заявила эксперт.

При этом она напомнила, что в советское время техническую политику в стране определял Госкомитет по науке и технике, который на основе советского и зарубежного опыта разрабатывал технологически эффективные направления развития отрасли: «Сейчас в России нет такого органа, как и серьезных научно-технических разработок по этому вопросу. Например, перевод транспорта на газ — это старая и спорная технология, которая еще и внедряется исключительно благодаря дотациям», — указала эксперт.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что политика BP объясняется более приземленными мотивами. Он также напомнил, что у компании много внутренних проблем: «Мы ее воспринимаем в качестве флагмана мирового нефтегаза, определяющего состояние отрасли. Но ее прибыльность фактически порядка 3%. Операционная прибыль $20 млрд на $300 млрд оборота, а чистая — меньше $10 млрд. Плюс BP было много экологических скандалов и самый известный — это катастрофа в Мексиканском заливе. Кроме того, в нынешний кризис всем компаниям тяжело, и каждая выбирает какую-то свою стратегию выживания. Кто-то строит вертикально-интегрированный бизнес, в BP, видимо, считают, что держаться за активы невыгодно. При этом я не думаю, что они продали весь свой нефтехимический бизнес. У них есть два НПЗ в США, два завода в Германии, три в КНР. Они просто оптимизируют свой портфель активов», — пояснил эксперт. 

«Северный поток-2» — маршрут через избирательную кампанию в США

Конгрессмен-республиканец Стив Вомак сообщил, что сенат США включил дополнительные санкции против газопровода «Северный поток — 2» в проект оборонного бюджета.

Напомним, что данная мера позволяет ускорить принятие новых ограничений, поскольку обычный законопроект рассматривается довольно долго, военный бюджет практически гарантированно будет утвержден, а президент вряд ли наложит на него вето. Стоит напомнить, что таким же образом сенаторы действовали и в 2019 году, когда первый пакет санкций против «Северного потока — 2» вступил в силу в составе оборонного бюджета, в результате чего занимавшаяся прокладкой труб швейцарская Allseas была вынуждена остановить работу и отвести суда.

Новое наступление американского Конгресса против «Северного потока — 2» вызвало бурю негодования со стороны немецкого бизнеса, а также властей ФРГ. В пресс-службе оператора проекта Nord Stream 2 AG заявили, что потенциальные новые санкции США заблокируют около €700 млн инвестиций в завершение строительства газопровода «Северный поток-2». Они поставят под удар около €12 млрд уже произведенных капиталовложений в энергетическую инфраструктуру ЕС. «Данные санкции представляются рассчитанными на увеличение поставок в Европу более дорогостоящего американского СПГ путем уничтожения потенциального конкурента. Фактически без газопровода „Северный поток-2“ европейские промышленные и частные потребители будут вынуждены ежегодно платить на миллиарды больше за этот ключевой энергетический ресурс», — подчеркнули в операторе.

Экс-канцлер ФРГ, председатель совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер в интервью изданию Handelsblatt заявил, что готовящиеся санкции затронут свыше 120 компаний. По его словам, штрафные санкции против союзника по НАТО во время экономического спада — это нападение на европейскую экономику, недопустимое посягательство на суверенитет ЕС и энергетическую безопасность Западной Европы.

Даже канцер ФРГ Ангела Меркель не смогла промолчать и выступила в защиту «Северного проекта-2». По ее словам, санкции США против проекта газопровода не отвечают «пониманию права» Германии. Она также напомнила, что «мы имеем дело с экономическим проектом, который имеет, конечно, политические последствия, поэтому Германия предприняла столько усилий, чтобы договориться по контракту о газовом транзите на последующие годы и не отрезать Украину от транзита российского газа и от пошлин», — заявила Меркель, выступая в Бундестаге. Таким образом она однозначна дала понять, что украинский транзит был сохранен ради дальнейшей реализации «Северного потока-2», и в Германии об этом совсем не забыли.

Стоит отметить, что накал политических страстей вокруг данного газопровода всегда зашкаливал, а сейчас, видимо, достигнет своего апогея, поскольку оставшиеся более 100 км прокладки трубы накладываются на президентскую избирательную кампанию в США, а также выборы председателя Христианско-демократического союза Германии, перенесенные из-за коронавируса с апреля на декабрь 2020 года. Все это еще и усугубляется личной неприязнью Трампа и Меркель. Можно предположить, что отчасти это «развязывает руки» США, которым совершенно наплевать на мнение уходящего с политической сцены канцлера. Кроме того, Трамп, политика которого во многом строится на простых бизнес решениях, просто уверен, что Европа обязана покупать дорогой американский СПГ, и совершенно не собирается принимать во внимание экономические интересы Германии. Поэтому ситуация вокруг окончания строительства «Северного потока-2» остается сложной.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что Трамп не опасается испортить отношения с Меркель, поскольку там портить уже нечего, а следующий канцлер может пойти в фарватере США: «Трамп обещал увеличить количество рабочих мест в США, но для этого у него только два пути — это производство оружия и экспорт углеводородов. Экспортировать товары потребления из США бессмысленно. Другой вопрос, что кризис вокруг „Северного потока-2“ грянет после выборов, но если он их выигрывает, ему надо топить данный проект. Если Трамп дождется отставки Меркель, он решит все свои вопросы», — рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он также напомнил, что немецкий бизнес, который выступает за газовое сотрудничество с Россией, в политическом смысле очень ослаб после объединения Германии: «В стране резко нарушилось равновесие между бизнесом и властью. Сейчас партия бизнеса — Свободные демократы — представляет собой пустое место. Власти же, наоборот, откровенно и жестко вмешиваются в любые вопросы, связанные с экономикой. Например, правительство стало позволять себе запрещать сделки, чего раньше никогда не делало», — заметил Журавлев. 

Стокгольмский арбитраж против российского газа

Глава польской PGNiG Ежи Квечиньский сообщил, что компания получила от «Газпром экспорта» чуть более $1,6 млрд по решению Стокгольмского арбитража о пересмотре цен на газ.

«Подтверждаю, что на счет PGNiG поступило 1 606 345 733,8 доллара, возвращенных «Газпромом», — написал Квечиньский на своей страничке в соцсети Twitter. Он также уточнил, что PGNiG получил от компании «Газпром экспорт» больше, чем определенная судом компенсация, размер которой составляет примерно $1,5 млрд. Это объясняется тем, что в некоторых месяцах 2014 года с польской стороны происходили недоплаты за импортируемый газ. И по словам Квечиньского в ближайшие дни PGNiG «произведет выплаты в размере около $90 млн в пользу «Газпрома».

Напомним, что польская компания заявила о своем выигрыше еще в конце марта. В PGNiG пояснили, что суд изменил формулу цены в рамках контракта, в частности, в связи с ее непосредственной связью с котировками природного газа на европейском рынке, а решение касается поставок газа, осуществлявшихся с 1 января 2014 года. «Газпром» и «Газпром экспорт» в конце мая обжаловали решение арбитража в суде округа Свеа в Швеции. При этом «Газпром экспорт» в середине июня подписал с PGNiG дополнение к контракту, отражающее вердикт арбитража о пересмотре цен, отметив, что это не нанесет ущерба позиции группы в суде.

Очевидно, что на фоне кране низких цен на газ ситуация с арбитражными разбирательствами по ранее заключенным контрактам выглядит совсем не в пользу «Газпрома».

Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что само арбитражное дело — плод неконструктивной политики польского правительства и газовой госкомпании, в частности, в отношении сотрудничества с Россией: «5 лет судиться ради скидки в 10% — это надо уметь. И арбитражные процедуры еще не завершены несмотря на выплату. „Газпром экспорт“ обжалует и эти решения по пересмотру контракта, а также подал встречный иск о пересмотре цены в сторону повышения в 2017–2018 годах», — пояснил эксперт.

По его мнению, арбитражные разбирательства в рамках долгосрочных контрактов — это стандартная практика: «Они идут постоянно, особенно в период волатильности на рынках. Громкость здесь придается не слишком добросовестными партнерами, которые решают таким образом политические задачи, а не коммерческие вопросы», — отметил Гривач.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев предположил, что «Газпром», скорее всего, продолжит обжалование решения, но перспектив на его пересмотр практически нет: «Решения европейских судов по подобным искам в последние годы почти однотипны: они исходят из представления, что конкурентная, рыночная цена на газ может формироваться только на основе индексов биржевых, спотовых торгов на газовых хабах. При этом не учитывается, что долгосрочные контракты заключались на добровольной основе (а значит, на момент подписания контракта покупатель считал ценовые условия для себя выгодными) и носили комплексный характер (в формуле ценообразования негласно учитывались такие дополнительные параметры поставок, как гибкость и надежность)», — заявил эксперт в комментарии для «НиК».

Он отметил, что применительно к странам Восточной и Юго-Восточной Европы все это игнорируется особенно решительно, поскольку в рамках завершения антимонопольного расследования Европейской комиссии «Газпром» в мае 2018 г. фактически признал факты злоупотребления своим монопольным положениям в 10 странах этого региона. И, в числе прочего, гарантировал пересмотр ценообразования в долгосрочных контрактах в сторону привязки к спотовым индексам. В данном случае аналогичное решение суд вынес в отношении ретроактивных платежей: «Не думаю, что стоит во всем винить непродуманную экспортную политику „Газпрома“. В 2010-е гг. правила игры на газовом рынке Европы, его организационная модель и система ценообразования на оптовом рынке изменились радикально. Это было шоком для всех экспортеров, в том числе и СПГ. Сегодня, по сути, это совсем другой рынок по сравнению с 2012 г. „Газпром“ действительно потратил около трех лет, 2009–2011 гг., на безуспешные попытки противостоять Третьей газовой директиве, но как раз в 2012–2013 гг. он опомнился и стал принципиально менять свой подход», — рассказал Белогорьев.

Эксперт также напомнил, что последний рынок, где он по-прежнему весьма консервативен, — это Турция, и компания расплачивается за это обвальным падением спроса: «Основные риски пересмотра условий контрактов связаны сегодня именно с турецким рынком», — считает Белогорьев.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 03.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики