Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение Дании по "Северному потоку-2" повлияет на оборонный бюджет США

Решение Дании по "Северному потоку-2" повлияет на оборонный бюджет США

Разрешение Дании достроить "Северный поток-2" новыми судами лишило последнего смысла санкции, которые готовят в отношении проекта США. Об этом в интервью ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Датское энергетическое агентство (DEA) разрешило Nord Stream 2 AG достроить "Северный поток-2" в своих водах с использованием трубоукладочных судов с якорным позиционированием. Регулятор уточнил, что недостроенная часть газопровода в датских водах находится за пределами района, где не рекомендуется донный трал и якорная стоянка, а также и работы на морском дне из-за риска, создаваемого затопленным много десятилетий назад химическим оружием.

Разрешение использовать новый тип судов Россия направила Копенгагену в июне. "Изменения в разрешение означают, что компания может использовать трубоукладчики с якорями как независимо, так и в комбинации с трубоукладчиками с системой динамического позиционирования", - говорится в сообщении DEA. Теперь новые суда можно использовать как отдельно, так и в сочетании с кораблями, оснащенными системой динамического позиционирования.

"Конечно, столь быстрый ответ датского регулятора, и тем более, положительный ответ на просьбу российской стороны, удивляют, - отмечает Перов. – Ведь раньше Копенгаген делал все, чтобы максимально задержать проект – в частности, разрешение на строительство не выдавалось более года вопреки всем регламентам Евросоюза. В этот раз также многие ждали, что DEA затянет с ответом на многие месяцы, дав возможность США подготовить и провести новые санкции в отношении проекта.

Однако Дания поступила неожиданно. И здесь лишь два объяснения такому поведению. Возможно, на Копенгаген надавила Германия, которая в последнее время активно сопротивляется санкциям США и даже готовит на них экономический ответ, то есть делает все для реализации "Северного потока-2". Или же открытое давление и вмешательство Вашингтона во внутренние дела Европы настолько не понравилось всем участникам ЕС, что датские власти пошли наперекор Вашингтону и поддержали проект".

Позиционирование определит сроки строительства

Изначально Дания запрещала использовать суда с якорным позиционированием, так как они могут задеть неразорвавшиеся боеприпасы на дне Балтийского моря. Это устаревшая система, которую используют суда для бурения морских скважин с 1950-х. Она подразумевает разброс судном нескольких якорей на характерное расстояние в разные стороны, после чего моторы на днище натягивают тросы, обеспечивая судну устойчивость при выполнении работ. Эти системы используют для работ на малых глубинах – до 300 метров.

Более современная система динамического позиционирования, которая позволяет работать на любой глубине. Она удерживает судно в нужной точке с высокой точностью - посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств. По сути, это автоматический контроль – компьютер включает те или иные двигатели, чтобы удержать его на месте или провести по заданному курсу. Датский участок "Северного потока-2" пройдет на глубине до 200 метров, где достаточно и якорной системы.

"Изначально у "Газпрома" было судно с динамическим позиционированием – трубоукладчик "Академик Черский". Но работает оно достаточно медленно, так что решение России подключить к нему "помощника" логично. Трубоукладочная баржа "Фортуна" оснащена лишь системой якорного позиционирования, потому и понадобилось разрешение Дании на ее включение в проект. Теперь, вероятнее всего, суда пойдут навстречу друг другу по недостроенному участку.

И при таком подходе строительство подводной части газопровода вполне можно завершить к запланированной дате – концу 2020 года. Понятно, что прямо сейчас работы не начнутся – есть экологические требования, связанные с периодом нереста рыбы в Балтийском море. Кроме того, нужно "Фортуну" вывести из владения структурами "Газпрома", как это уже сделали с "Академиком Черским". Это минимизирует шансы "Газпрома" оказаться под санкциями США", - подчеркивает Перов.

Санкции больше не угрожают проекту

"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ, а также Украина и ряд европейских стран. Работы по прокладке труб приостановились после того, как США в конце прошлого года приняли оборонный бюджет. В него включили санкции против компаний, участвующих в строительстве газопровода.

Практически сразу швейцарская компания Allseas, занимавшаяся прокладкой газопровода, остановила работы. Сейчас в Вашингтоне внесли в проект нового оборонного бюджета сразу два санкционных документа в отношении "Северного потока-2". Причем первый подразумевает жесткие ограничения к немецкому бизнесу и госструктурам, а второй появился после бурных протестов Германии и смягчает предыдущий вариант. Берлин в ответ на эти санкции грозит США торговой войной.

"В целом можно считать, что санкции США "Северному потоку-2" уже не страшны – он будет достроен, и дело только в сроках. так что поправки в оборонный бюджет Штатам вновь, похоже, придется пересматривать. Прогнозы, что проекту будут ставить палки в колеса на каждом его этапе, к сожалению, оправдались. И вплоть до ввода трубопровода в эксплуатацию эти попытки продолжатся. Но в целом противодействие США удалось нивелировать – в том числе, с помощью европейского возмущения.

Так что суда, вероятнее всего, выйдут на достройку уже в августе. И к концу года, вероятнее всего, подводная часть "Северного потока-2" будет завершена – дело останется за наземной инфраструктурой в Европе. В то же время России придется разбираться уже с законодательным противодействием уже в Евросоюзе – там немецкий регулятор ограничивает использование трубопровода. Но это уже будет совсем другой уровень противостояния", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики