Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После мин «Северному потоку - 2» предрекли новые проблемы

После мин «Северному потоку - 2» предрекли новые проблемы

Когда снимется с якоря российский газопровод

Дания дала разрешение на использование в своих территориальных водах российских трубоукладочных судов с якорями для достройки газопровода «Северный поток — 2». Запрет был связан с риском зацепить неразорвавшиеся со времен Второй мировой войны мины и боеприпасы на дне Балтики. И хотя важнейшее разрешение получено, различных «мин» - к счастью, не боевых, а политических, юридических и технических, на которых он может подорваться, - осталось еще немало.

Датское энергетическое агентство (ДЭА) приняло решение об изменении условий использования трубоукладочных судов с якорным позиционированием в своих территориальных водах к юго-востоку от острова Борнхольм на дне Балтийского моря. Речь идет о достройке газопровода «Северный поток — 2» (СП-2) из России в Германию, на участке, контролируемом Данией. Запрет был связан с тем, что в этом районе в принципе не рекомендуются траление, якорные стоянки и любые донные работы – из-за риска зацепить захороненные там мины и боеприпасы с химическими веществами. Решение датского регулятора означает, что компания-оператор Nord Stream 2 AG сумела доказать безопасность своих работ для водных ресурсов и окружающей среды в целом.

Напомним, остановка в реализации проекта была связана с тем, что в конце декабря 2019 года из-за санкций США швейцарская компания Allseas остановила работы по строительству газопровода и увела свои суда. Они были оборудованы приборами динамического позиционирования. Тогда глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что трубопровод, проложенный на 93%, будет достроен своими силами. Сегодня очевидно, что эти за «силы»: якорная баржа «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский», которым предстоит проложить оставшиеся 120 км трубопровода на территории Дании. В настоящий момент оба судна располагаются в порту Мукран, где находится логистическая база Nord Stream 2.

Впрочем, как отмечают эксперты, оба судна имеют недостатки, которые затрудняют их использование. Так, «Академик Черский», по имеющейся информации, не оснащен оборудованием для сварки труб того диаметра, что у «СП-2». А «Фортуна» малопригодна для укладки глубоководных участков и не оснащена системой динамического позиционирования.

Только техническими аспектами проблемы СП-2 не исчерпываются. Гораздо более важные вызовы – политические и юридические. Дело в том, что если Россия завершит строительство, то в отношении «Газпрома» автоматически будут введены одобренные в декабре прошлого года американские санкции, об этом заявил сенатор от штата Техас Тед Круз. По его словам, американское правительство одобрило ограничительные меры против российского газопровода, и, если трубоукладчик «Академик Черский» достроит нитку, то президент США Дональд Трамп будет обязан активировать санкции.

Палки в колеса газопроводу успел вставить и немецкий регулятор - Федеральное сетевое агентство. Оно отказало Nord Stream 2 AG в выведении проекта «СП - 2» из-под правил Газовой директивы Евросоюза. Это означает, что после завершения строительства трубы «Газпром» сможет использовать только 50% ее мощностей. На остальные могут претендовать альтернативные поставщики газа, никак не связанные с российской компанией.

Кроме того, разрешение, выданное Данией, можно обжаловать в срок до 3 августа, и не исключено, что многочисленные противники СП-2, например, из Польши или Украины, этой возможностью воспользуются.

Тем не менее, Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, убежден в том, что теперь, после положительного решения ДЭА, «Северный поток-2» непременно будет достроен. По его мнению, сроки начала работ зависят уже не от судебных инстанций, а от того, решит ли «Газпром» использовать одновременно два судна. «Сейчас осталось проложить около 130 км газопровода: один участок протяженностью 46 км, другой - порядка 80 км. Логично «Черского» поставить на длинный участок, так как он может укладывать трубы почти в два раза быстрее - со скоростью 1,5-2 км в сутки. «Фортуна» - примерно 1 км в сутки. Таким образом, суда могут почти одновременно закончить работы», - объясняет аналитик.

По подсчетам Юшкова, при самых благоприятных условиях строительство может быть теперь завершено за два месяца. «Но это в идеале. Все равно судам нужно будет останавливаться, принимать трубы, погода может быть неблагоприятная. Так что реально получится месяца три, может чуть больше», - уточнил он. Впрочем, полагает эксперт, у «Газпрома» нет экономической необходимости спешить с завершением проекта, так сейчас наблюдается крайне низкий спрос на газ в Европе – из-за экономического спада в результате пандемии и из-за теплой зимы.

Авторы: Дмитрий Докучаев, Николай Макеев

Источник: МК, 07.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики