Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ценам на бензин подбирают параметры

Ценам на бензин подбирают параметры

Какова вероятность дальнейшего роста стоимости топлива

Топливо на российских автозаправках дорожает третью неделю подряд. Средние розничные цены на 92-й бензин с 29 июня по 3 июля превысили 43 руб. за литр, а на 95-й выросли до 46 руб. 42 коп. Такие данные приводит компания Thomson Reuters Kortes. На этом фоне власти страны объявили, что не будут отпускать цены не бензин. Так Минэнерго ответило на письмо Независимого топливного союза, который в мае просил временно отменить действующий в стране так называемый демпфирующий механизм.

Он позволяет поддерживать розничные цены: если нефть стоит дорого, то власти доплачивают компаниям за поставки бензина на внутренний рынок, а если цены низкие, то платят сами нефтяники. Теперь, когда власти решили сохранить этот механизм, топливо неизбежно продолжит дорожать, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Оптовая цена сравнялась с розницей. В ряде регионов опт перешагнул розницу. Сегодня закупочные цены дороже местами, чем цена реализации. Поэтому, если меры предприняты не будут, стоимость неизбежно будет расти, причем выше инфляции. Розница сейчас находится в минусах. Если средние и крупные независимые сети имеют кое-какой запас топлива на своих нефтебазах, и еще месяц-два смогут продержаться, то небольшие сети, коих большинство, одиночные заправки вынуждены либо остановиться, либо поднять цены выше, чем у нефтяных компаний. А это серьезный уход объема реализации».

Тем временем бензин дорожает не только у независимых игроков. Шесть из десяти компаний за неделю подняли цены на топливо в Москве. По данным Московской топливной ассоциации, 92-й бензин с 29 июня по 6 июля в среднем подорожал на 8 коп., а 95-й — на 9 коп. Причем в списке тех, кто поднял цены, оказались «Роснефть» и «Газпромнефть». Из-за демпфера нефтяным компаниям пришлось сократить производство и поставки бензина на внутренний рынок. А после карантина спрос на топливо резко вырос и будет толкать цены за собой, считает гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов:

«Как минимум в июле у нас закрыт международный туризм, возможно, и в августе будет аналогичная ситуация. Соответственно, спрос на бензин будет выше, чем год назад. У нас сейчас на рынке 95-го бензина сложилась достаточно тяжелая ситуация, его конкретно не хватает. Был некий период достаточно высокой маржи. У кого-то также были сформированы запасы бензина по относительно низким ценам. Какой-то запас прочности у независимых сетей еще есть, но нужно сейчас существенно повышать нормативы биржевых продаж нефтепродуктов, отменять запрет на импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы дешевый белорусский товар к нам мог поступать, и чтобы он насыщал, соответственно, наш российский рынок».

Тем временем оптовая цена 95-го бензина после продолжительного рекордного роста впервые снизилась. В понедельник на торгах Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи она упала на 1%. Ситуация на топливном рынке постепенно выравнивается, и ждать, что бензин будет резко дорожать на заправках, не стоит, уверен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник: «Сейчас изменилась структура продаж на бирже, она вышла на докризисные показатели. Плюс у нас в июле ожидается значительный прирост производства. Это тоже меняет параметры, то есть рынок будет насыщен, запасы нефтепродуктов там на достаточных уровнях.

Как такового дефицита, по крайней мере, в июле, и я думаю, в августе, мы увидеть не должны.

В конце августа или в первой декаде ожидается все-таки вторая волна коронавируса, соответственно, это будет менять спрос, то есть, если опять будут карантинные меры ужесточаться, то он будет снижаться, и цена расти не будет».

Ранее в Министерстве энергетики спрогнозировали, что полноценного восстановления спроса на бензин в июле не будет, и он окажется меньше прошлогоднего на 5%.

Автор: Владимир Расулов

Источник: Коммерсантъ FM, 06.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики