Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» полагается на «Фортуну», но помешать ему может треска

«Газпром» полагается на «Фортуну», но помешать ему может треска

«Северный поток-2» тормозят по той же схеме, что была предпринята годом ранее: в ЕС затягивают сроки для формальных разрешений, пока США готовят санкции

Датское энергетическое агентство по запросу компании Nord Stream 2 AG дало разрешение на использование судов с якорным позиционированием на незаконченном участке «Северного потока-2». Казалось бы, это должно решить основные проблемы со строительством газопровода, но нет, теперь это разрешение может быть обжаловано до 3 августа, и компании придется ждать с началом работ. Выглядит все это достаточно странно, учитывая, что судно «Академик Черский», которое уже давно находится в балтийских водах и вроде бы способно продолжать работы по укладке труб, обладает системой динамического позиционирования (DPS), которая и ранее соответствовала датским требованиям. Поэтому не совсем понятно, почему работы до сих пор не ведутся.

Как сообщил 6 августа глава пресс-службы Датского энергетического агентства (ДЭА) Туре Фальбе-Хансен, разрешение ДЭА по запросу компании на использование судов с якорным позиционированием может быть обжаловано в Датском апелляционном совете по вопросам энергетики до 3 августа: «Nord Stream 2 AG надо будет подождать четыре недели.

Наше сегодняшнее решение может быть обжаловано в Датском апелляционном совете по вопросам энергетики до 3 августа, и работы в течение этого периода начинать нельзя», — цитирует Фальбе-Хансена агентство ТАСС.

Напомним, что ранее Датское энергетическое агентство выдало разрешение на использование судов, в том числе и трубоукладчиков, с якорным позиционированием на незаконченном участке газопровода «Северный поток-2» к юго-востоку от острова Борнхольм. В ДЭА подчеркнули, что оставшаяся часть трубопровода, проходящего через исключительную экономическую зону Дании, «находится за пределами района, где не рекомендуются траление, якорные стоянки и донные работы из-за опасности попадания в морскую среду затопленных боевых отравляющих веществ». Регулятор также уточнил, что разрешение Дании распространялось на работы по прокладке трубопровода, а не на конкретные суда.

Стоит отметить, что данное разрешение ДЭА позволяет использовать для строительства баржу «Фортуна», которая имеет 12-точечную якорную систему позиционирования. Судно «Академик Черский» изначально обладало системой DPS, которая и ранее соответствовала датским требованиям. Более того, как сообщало в середине мая агентство Bloomberg, строительство газопровода «Северный поток-2» в скором времени перейдет в финальную стадию, поскольку, судя по спутниковым снимкам немецкого порта Мукран, секции трубопровода были перемещены на пристань с краном для погрузки, а в пяти километрах от порта встал на якорь плавучий трубоукладчик «Академик Черский». Однако далее никаких более значимых движений для реализации этого проекта замечено не было. Поэтому неясно, что происходит с завершением строительства «Северного потока-2».

Вполне возможно, что перспектива новых дополнительных американских санкций серьезно осложнила реализацию проекта.

Напомним, что новые ограничения, которые сенаторы США внесли в оборонный бюджет, будут касаться еще и судов, занимающихся подготовкой места укладки. Таким образом, компании Nord Stream 2 AG придется решать вопрос еще и по другим судам, что также требует времени и дополнительных финансовых затрат.

Отраслевые эксперты обладают различными сведениями о том, что происходит с проектом, и по-разному относятся к перспективам его реализации. Вместе с тем, большинство отмечает, что процесс этот будет трудный и не такой быстрый, как с швейцарским трубоукладчиком. 

Система позиционирования для «Северного потока-2»

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что Дания разрешила использовать суда с якорным позиционированием, а эта система используется на «Фортуне»: «Фортуна» была во флотилии судов, которые использовались при строительстве «Северного потока-2».

Данное судно обладает возможность прокладывать трубы необходимого диаметра, и оно это уже делало, но «Фортуна» с якорным позиционированием.

У «Академика Черского» динамическое позиционирование (на которое не требовалось дополнительного разрешения — ред. НиК), но у него нет возможности прокладывать трубы нужного диаметра», — рассказал эксперт. При этом он заметил, что, в отличие от швейцарского трубоукладчика, «Фортуна» идет гораздо медленнее, ей понадобится больше времени для завершения «Северного потока-2»: «Если работы начнутся в августе и их удастся закончить до конца года — это будет очень быстро. Но в любом случае до конца первого квартала 2021 года проект будет реализован, это укладывается в те сроки, которые были объявлены президентом России», — заявил Пикин. 

Германия хочет уйти от американских санкций

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что судно «Академик Черский» могло бы продолжить строительство, никакого дополнительного разрешения на подобные работы для него не требуется.

Вместе с тем, он считает, что у «Газпрома» есть несколько причин, по которым концерн не начинает строительство: «Во-первых «Газпром», видимо, хотел какой-то определенности по использованию второго судна «Фортуна». Во-вторых, изначально концерн предполагал привлечь суда снабжения для подвоза труб со стороны, однако «Газпром флоту» все же пришлось вести свои суда. 6 июля они вошли в Балтийское море и идут в сторону Калининграда. В-третьих, можно предположить, что Германия могла попросить «Газпром» не спешить с началом работ. В настоящее время представители ФПГ активно лоббируют свои интересы в США, где рассматривается вариант новых санкций против «Северного потока-2». В тексте проекта этих санкций, по сути, речь идет о том, что они будут вводиться по отношению к Германии как государству, а также к порту Мукран, где находится база Nord Stream 2 AG. Получается, что если они будут приняты в той редакции, в которой вносились, Германии будет запрещено обслуживать газопровод, который уже построен на ее территории. При этом Берлин обязан поддерживать эту инфраструктуру в безопасности. Кроме того, после завершения строительных работ нужно будет проводить сертификацию газопровода и получить одобрение немецких регуляторов для начала его эксплуатации. Со стороны американских санкций это запрещено, но со стороны европейских законов они обязаны эти разрешения выдать.

Перед немецкими регуляторами встанет вопрос — им собственные законы выполнять или придерживаться норм, прописанных американскими санкциями? Поэтому сейчас, возможно, Берлин просят не спешить со строительством и не раздражать США, дабы лоббистские усилия увенчались успехом», — пояснил Юшков.

Однако он уверен, что долго откладывать решение по строительству газопровода нельзя: «Если начало строительства будет отложено до сентября-октября, не удастся реализовать проект до конца первого квартала 2021 года. Путин и Миллер говорили о том, что запуск будет в первом квартале. Я думаю, либо „Газпром“ начнет строить „Академиком Черским“, а с 3 августа присоединится „Фортуна“, либо он подождет до августа и начнет достраивать двумя судами», — заметил эксперт. 

ЕС отвлекает — Дания тянет — США добивают

Доцент ВШЭ Станислав Рогинский заметил, что сейчас произошло ровно то, что и было в прошлом году, то есть проект второй раз наступил те же грабли: «Германия запретила использовать проект вне рамок европейской либерализационной системы, Дания заняла выжидательную позицию и выдавала разрешения четко по нормам Датского энергетического агентства, строго в те сроки, которые им были нужны. Пока все это тянулось, стало понятно, как хотят газопровод достраивать, и американцы уже на основе данной информации подготовили новый пакет санкций против „Северного потока-2“, который парализует дальнейшую работу. То есть, ровно то же, что и в прошлом году: ЕС отвлекает, Дания тянет, США добивают. Ничего нового изобретено не было», — заявил эксперт.

Основная проблема заключается в том, что проект «Северный поток-2» стали реализовывать по лекалам первого «Северного потока» без учета кардинально изменившихся внешнеполитических и экономических обстоятельств.

«Газпрому» не рады, а при строительстве первого «Северного потока» ему были рады.

«Это загубленные деньги при полном отсутствии оценок рисков проекта и понимания политики оппонентов. Проблема стратегического планирования и стратегической оценки рисков — системная проблема „Газпрома“ в целом. Я буду удивлен, если это проект удастся реализовать. Уж очень четкая контрстратегия против него действует. Кроме того, он „на радаре у Трампа“, а США при Трампе не церемонятся: кто сильный, тот и прав. То есть у одного президента на контроле этот газопровод достроить, а у другого на контроле не дать его достроить», — заметил эксперт.

Он рассказал, что у «Газпрома» был шанс завершить «Северный поток-2» в октябре–ноябре 2019 года, но он был упущен: «Академик Черский» должен был быть в Балтийском море в октябре 2019 года, как и все российские суда. Кроме того, база у Nord Stream 2 AG в Германии, что ставит под угрозу все компании, которые там работают. База должна была быть на российской территории в Калининграде», — считает Рогинский.

По его словам, сейчас весь вопрос в последствиях этих просчетов «Газпрома», которые еще не наступили, но обязательно наступят: «Следующий этап — это возвращение денег, вложенных в проект. Первый «Северный поток» финансировался на основе партнерского соглашения, то есть, каждая страна несла ответственность за свои инвестиции. Сейчас бизнес-модель другая: «Газпрому» дают займы, но они не несут ответственность за эти вложения, а выступают в качестве финансистов.

Когда инвесторы поймут бесперспективность дальнейшей реализации газопровода, они просто попросят вернуть эти деньги.

И не вернуть их будет нельзя. Затем эта труба будет лежать какое-то количество времени, и балтийские экологи будут требовать от «Газпрома» либо выплачивать крупные штрафы, либо попросят ее убрать. А убирать ее будет нечем, так как флот для этого отсутствует. И все это будет строить больших денег», — указал Рогинский.

Кстати, как сообщили аналитики инвесткомпании «Атон», еще одним препятствием для возобновления работ по строительству «Северного потока-2» может стать нерест трески в июле и августе. В результате этого приступить к реализации проекта возобновление строительства может быть отложено до сентября. Что ж, это также является достойным поводом для того, чтобы отложить строительство последних 160 км газопровода, если есть задача затягивать этот процесс.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 08.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики