Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономисты назвали способ снизить уязвимость газового рынка к негативным факторам

Экономисты назвали способ снизить уязвимость газового рынка к негативным факторам

Стабилизировать перспективный газовый рынок могло бы международное объединение, но не формата ОПЕК, считают экономисты.

Объединение поставщиков голубого топлива в одну организацию могло бы помочь преодолеть хаос в отрасли, который возник сперва из-за теплой зимы, а потом – из-за пандемии. Хранилища газа, как и в ситуации с нефтью, переполнены. На этом фоне Россия снова заговорила о создании картеля для экспортеров газа.

Идея объединения появилась еще давно, но реализовать ее так и не удалось. Сейчас для основы картеля может подойти Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Газовый картель мог бы решать такие же задачи, как нефтяной ОПЕК: регулирование объема поставок и цен. Но появление такой организации все равно маловероятно, отметил руководитель ИАЦ "Альпари" Александр Разуваев в беседе с корреспондентом "ПолитЭксперта".

"В 2009 году Россия выступила с такой инициативой, но влияние США очень серьезно, в том числе, и на других поставщиков газа, поэтому эта идея не прошла. Я боюсь, и сейчас будет так же, американцы очень против", – добавил аналитик.

Соединенные Штаты уже были вынуждены присоединиться к ОПЕК+. А в ситуации с газовым рынком они считают, что их СПГ должен быть распространен по всем странам, в том числе и европейским. Несмотря на это, Россия старается поднять вопрос о создании международной организации для регулирования отрасли. По словам аналитика, Российское правительство и Минэнерго продолжают работать над созданием газового варианта ОПЕК.

Заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в интервью "ПолитЭксперту" назвал здравой идею трансформировать уже имеющуюся платформу ФСЭГ в картель для стабилизации ситуации на рынке в тяжелые периоды. В то же время не факт, что это действительно поможет делу. Для газовой отрасли нужно искать альтернативный формат.

"ОПЕК как картель тоже сейчас не функционирует. Работает расширенный формат – ОПЕК+, ОПЕК 2.0 и так далее", – уточнил аналитик.

Стоит принять во внимание опыт, который уже накоплен в нефтяной сфере. Глобальной рынок газовой отрасли сейчас находится на стадии формирования. Он более уязвим к негативным факторам, которые складываются в отсутствии институтов и работающих инструментов. Кооперация между участниками-экспортерами сделает рынок более предсказуемым и устойчивым.

"То, что сейчас происходит на газовых рынках, началось еще до пандемии коронавируса, очень больно бьет по всем участникам, подрывает инвестиционную привлекательность отрасли и безопасность в будущем. Особенно нужно учитывать, что газ – удобный энергоноситель. Он имеет серьезную перспективу для использования и решения задач, связанных с экологией, и при этом, чтобы это было экономически выгодно и устойчиво", – пояснил Гривач.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 13.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики