Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ОПЕК+ могут передоговориться: чем грозит России увеличение добычи нефти?

Страны ОПЕК+ могут передоговориться: чем грозит России увеличение добычи нефти?

Договоренности в рамках нефтяной сделки, со скрипом достигнутые между странами ОПЕК+ в мае этого года, могут быть пересмотрены. Многие участники альянса, в том числе Россия и Саудовская Аравия, намереваются нарастить нефтедобычу в августе. На этот шаг экспортеры "черного золота" готовы пойти из-за постепенного восстановления рынка.

Как сообщает Wall Street Journal со ссылкой на источники в альянсе, Саудовская Аравия хочет предложить другим участникам ОПЕК+ сокращать в августе не 9,7 млн баррелей в сутки, а 7,7 млн. Дальнейшее сдерживание добычи для поддержания цен на нефть стало бы "самоубийством" для ОПЕК.

Аналитик Финансового университета Игорь Юшков в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что новость Wall Street Journal не является сенсацией, поскольку заключенная весной этого года сделка четко определила: в мае-июне будет максимальный объем сокращения добычи, а дальше начнется постепенный рост квот по мере восстановления спроса.

"Несмотря на то, что на июль максимальный объем сокращения был продлен, все равно ОПЕК+ повысило бы квоты на добычу, ведь смысл сделки именно в этом и состоит. Тут и без анонимного участника понятно, что стороны будут повышать добычу. Причем Саудовская Аравия как раз в прошлом месяце просила продлить период максимального сокращения на июль. А Россия и ряд других стран выступают за повышение объемов добычи по первоначальному плану", — заявил эксперт.

Саудиты верстают свой бюджет исходя из цены нефти свыше $80 за баррель, а в российском бюджете заложена цена в $42,4 за баррель.

"После заявления о повышении квот на добычу цена нефти может немного снизиться, но постепенно вернется в коридор $40-50 по мере роста потребления в мире. Если квоты не повышать, то цена будет расти, а это позволит сланцевым проектам в США вновь стать рентабельными и наращивать объем добычи. Так что ОПЕК+ выгодно покрывать возрастающий спрос своими объемами, а не давать это делать американским сланцевикам", — прокомментировал Игорь Юшков.

Напомним, после мартовского срыва сделки ОПЕК+ цены на нефть в какие-то моменты достигали отрицательных значений, нефтехранилища были переполнены. Стороны, осознав, что существующие цены на нефть невыгодны всем, сели за стол переговоров и в апреле согласовали крупнейшее в истории сокращение добычи. Они договорились сократить производство на 9,7 млн баррелей в сутки. Сделка вступила в силу в мае. Предполагалось, что с июля общая квота сокращения ОПЕК+ уменьшится с 9,7 до 8 млн баррелей в сутки, однако в России предлагали продлить текущие квоты еще на два месяца. В итоге, в июне было решено продлить договоренности на июль.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в России добыча и экспорт нефти за первое полугодие 2020 года снизились на 4,7% до 264,7 млн тонн и 5,7% до 122,9 млн тонн соответственно (в июне – на 16,4% до 38,2 млн тонн и 14,7% до 18,1 млн тонн). По итогам июня 2020 года Россия выполнила обязательства по сокращению добычи нефти практически в полном объеме: падение добычи составило 2,47 млн барр./сутки (по условиям сделки – 2,53 млн барр./сутки).

С постепенным оживлением экономики и заключением сделки ОПЕК+ цены на нефть подросли. В настоящий момент нефть марки Brent торгуется на уровне $42 за баррель.

Руководитель Центра политэкономических исследований "Института нового общества" Василий Колташов считает, что в этом победа не только ОПЕК+, но и всех крупных новых индустриальных экономик, которые можно назвать и новыми центрами капитализма. В их числе и Россия. По мнению экономиста, наша страна все же выиграла во всей этой истории.

"А Саудовская Аравия выиграла не вполне. Она лишь смягчила глобальный кризис в результате этого сокращения добычи. Но повышение цен на нефть неправильно рассматривать как результат исключительно мер ОПЕК+. Они носили, скорее, дополнительный характер. Решающее значение имела огромная инфляционная волна в США. Эта волна порождена беспрецедентным темпом и масштабом денежной эмиссии доллара. Поэтому это вопрос не просто о цене нефти, а о кое-чем значительно большем", — считает эксперт.

Он напомнил, что когда в 1971 году произошла девальвация американской валюты, в 1973-м было принято решение повысить цены на нефть, и этот рост оказался долговременным.

"Главное было обеспечить поддержку доллара за счет этого повышения цен. Сейчас же повышение цен работает против доллара и демонстрирует его проблемы и слабости. Это крайне неудобно для США. Поэтому Саудовская Аравия заинтересована в том, чтобы как можно скорее угодить своему патрону Вашингтону, который хотел бы, чтобы в ответ на колоссальную денежную эмиссию еще и нефть пошла вниз по цене. Поэтому, на мой взгляд, в интересах России, в интересах стран-экспортеров нефти, в интересах стран, которые не принадлежат к старому ядру, ныне очень сильно пораженному кризисом, не наращивать добычу и не сокращать ее сильно, а оставаться на достигнутом уровне для того, чтобы обеспечить постепенное инфляционное повышение цен на нефть, неприятное и неудобное для доллара, но, в принципе, достаточно выгодное для стран-экспортеров", — сообщил Василий Колташов.

По мнению Колташова, если сейчас наращивать добычу, то это приведет к падению цен на нефть и станет ударом по курсам валют стран-экспортеров, в том числе, по рублю. При этом эксперт отмечает, что многие внутренние мероприятия в России по стимулированию рынка, спроса и поддержки малых домашних хозяйств, компаний, населения стали возможны именно потому, что мировые цены на нефть повысились.

По словам Василия Колташова, если осенью нефть рухнет второй раз, это станет ударом по рублю и будет очень выгодно для доллара. В мировой экономике сохраняется депрессия, нет никакого взлета производства и потребления нефти — есть эффект отложенного спроса, который "достаточно обманчив".

Вопрос о параметрах сделки ОПЕК+ на август решится на этой неделе. На 14 июля запланировано заседание технического комитета экспертов ОПЕК+ (JTC), а на 15 июля — министерского мониторингового комитета (JMMC).

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики