Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый танкер с нефтью из США сделает Белоруссию участником непростой игры Вашингтона

Новый танкер с нефтью из США сделает Белоруссию участником непростой игры Вашингтона

Подобная стратегия белорусской стороны демонстрирует ее желание якобы уйти от энергетической зависимости и отказаться полностью от нефти из РФ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Соединенные Штаты Америки начали подготовку нового танкера с 80 тыс. тонн нефти для отправки в Белоруссию. Такое заявление журналистам информационного агентства «РИА Новости» сделал пресс-секретарь белорусского государственного концерна по нефти и химии «Белнефтехим».

Сырье сорта White Eagle Blend (WEB), которое готовится к отправке в американском порту Beaumont, в соответствии с запланированными сроками должно прибыть в Клайпеду к 6-8 августа 2020 года. Далее из литовского порта в Клайпеде нефть из Соединенных Штатов будет транспортирована на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан», расположенный на севере Белоруссии, по железной дороге.

Ранее белорусская сторона уже получала американскую нефть. В начале июня 2020 года на одно из двух белорусских нефтеперерабатывающих предприятий «Нафтан» с участием энерготрейдера United Energy Trading из Соединенных Штатов поступило 80 тыс. тонн сырья. Это стало возможным после встречи президента Белоруссии Александра Лукашенко в феврале 2020 года с государственным секретарем Соединенных Штатов Америки Майком Помпео.

«Важно учитывать, что такая схема может быть актуальной долгое время, но тех результатов, которых ждет Белоруссия, она не даст, так как эти поставки практически капля в море.

Поэтому сложно назвать такой способ диверсификации рабочим – скорее он напоминает инструмент для привлечения внимания Российской Федерации. Именно с этой целью Белоруссия начинает сотрудничать с Соединенными Штатами Америки в сфере поставок нефти, и иначе как пилотным проектом это назвать сложно», - комментирует собеседник агентства.

По словам первого вице-президента Белоруссии Дмитрия Крутого, Минск ведет работу с несколькими странами по диверсификации. За последнее время в Белоруссию поступило уже двенадцать танкеров с нефтью из альтернативных источников для предприятий республики. Поставки приходили из Соединенных Штатов Америки, Саудовской Аравии, Азербайджана и Норвегии. Общий объем «танкерных» углеводородов достиг 1 млн тонн – это меньше 5% среднегодового объема импорта нефти Белоруссии.

«Подобная стратегия белорусской стороны демонстрирует ее желание якобы уйти от энергетической зависимости и отказаться полностью от нефти из Российской Федерации. Однако перед Минском встает одна проблема – сейчас в Белоруссии проходит президентская избирательная кампания, в рамках которой медовый месяц между этим государством и Соединенными Штатами Америки рискует закончиться, так и не начавшись», - полагает эксперт.

В прошлом году Белоруссия импортировала 18 млн тонн топлива и экспортировала за границу 10,5 млн тонн нефтепродуктов, в то время как собственная добыча нефти в республике в 2019 году достигла 1,69 млн тонн.

Капля в море: ценность нефти из США для Минска

Тем временем Минск настроен на выгодное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, которые согласились транспортировать сырье в небольших объемах, но без разглашения его стоимости. Помимо нефти белорусская сторона надеется получить дешевый кредит, который Вашингтон обещал Александру Лукашенко на строительство нефтепровода из Балтики в Белоруссию.

«Кредит, который был обещан белорусской стороне, может остаться не реализованным – Минск ничего не получит от Вашингтона. То есть в данном случае Белоруссия оказывается втянутой в непростую для нее американскую игру, в которой необходимо сделать окончательный выбор – развивать полноценное сотрудничество с Западом или же оставить все как есть, не заказывая нефть в других государствах, и увеличивать количество танкеров из Соединенных Штатов Америки, чтобы задеть дружественное российское государство», - отметил эксперт.

Кроме того, Александр Перов полагает, что схема поставок нефти из Соединенных Штатов Америки логистически невыгодна для белорусской стороны, так как сначала сырье идет танкерами до литовского порта в Клайпеде, а после оно переливается в цистерны и отправляется по железной дороге в точку назначения. Такие поставки можно отнести к периодическим, которые, безусловно, проигрывают стабильным, осуществляющимся через нефтепровод «Дружба».

«Несмотря на то что стоимость нефти сейчас достаточно низкая и сырье из Америки, скорее всего, не так дорого обошлось Белоруссии, нефть из Российской Федерации все же является самым выгодным для Минска решением.

Во-первых, она еще дешевле, а во-вторых, она доступнее. И проблема для Минска сейчас заключается не в необходимости скорейшей диверсификации, а в том, что поставки американской нефти не помогут Белоруссии. Основа экономики этой страны кроется в поставке нефтепродуктов, которую она осуществляет в другие страны. Но экспорт становится неконкурентоспособным не только потому, что Белоруссия лишается возможности получения дешевой нефти без таможенной пошлины, но и в связи с тем, что нефтеперерабатывающие заводы на территории государства устаревают», - считает Перов.

Ранее в экспертном сообществе отмечали, что белорусское намерение диверсифицировать поставки нефти нужно расценивать как попытки Минска побродить по открытому им недавно спотовому рынку в поисках денег на первом этапе или набитых шишек в виде проблем в среднесрочных перспективах. Александр Перов, в свою очередь, полагает, что если бы Минск ранее провел модернизацию собственных мощностей, то путь диверсификации поставок нефти, на который он встал сейчас, был бы оправданным.

«Сегодня действия Белоруссии можно назвать показательными - не в первый раз Минск заказывает нефть в других странах. И ничего принципиального в этом нет, ведь Белоруссия останется с устаревающими НПЗ, проблемной логистикой и потребностью в российской нефти», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики