Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый танкер с нефтью из США сделает Белоруссию участником непростой игры Вашингтона

Новый танкер с нефтью из США сделает Белоруссию участником непростой игры Вашингтона

Подобная стратегия белорусской стороны демонстрирует ее желание якобы уйти от энергетической зависимости и отказаться полностью от нефти из РФ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Соединенные Штаты Америки начали подготовку нового танкера с 80 тыс. тонн нефти для отправки в Белоруссию. Такое заявление журналистам информационного агентства «РИА Новости» сделал пресс-секретарь белорусского государственного концерна по нефти и химии «Белнефтехим».

Сырье сорта White Eagle Blend (WEB), которое готовится к отправке в американском порту Beaumont, в соответствии с запланированными сроками должно прибыть в Клайпеду к 6-8 августа 2020 года. Далее из литовского порта в Клайпеде нефть из Соединенных Штатов будет транспортирована на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан», расположенный на севере Белоруссии, по железной дороге.

Ранее белорусская сторона уже получала американскую нефть. В начале июня 2020 года на одно из двух белорусских нефтеперерабатывающих предприятий «Нафтан» с участием энерготрейдера United Energy Trading из Соединенных Штатов поступило 80 тыс. тонн сырья. Это стало возможным после встречи президента Белоруссии Александра Лукашенко в феврале 2020 года с государственным секретарем Соединенных Штатов Америки Майком Помпео.

«Важно учитывать, что такая схема может быть актуальной долгое время, но тех результатов, которых ждет Белоруссия, она не даст, так как эти поставки практически капля в море.

Поэтому сложно назвать такой способ диверсификации рабочим – скорее он напоминает инструмент для привлечения внимания Российской Федерации. Именно с этой целью Белоруссия начинает сотрудничать с Соединенными Штатами Америки в сфере поставок нефти, и иначе как пилотным проектом это назвать сложно», - комментирует собеседник агентства.

По словам первого вице-президента Белоруссии Дмитрия Крутого, Минск ведет работу с несколькими странами по диверсификации. За последнее время в Белоруссию поступило уже двенадцать танкеров с нефтью из альтернативных источников для предприятий республики. Поставки приходили из Соединенных Штатов Америки, Саудовской Аравии, Азербайджана и Норвегии. Общий объем «танкерных» углеводородов достиг 1 млн тонн – это меньше 5% среднегодового объема импорта нефти Белоруссии.

«Подобная стратегия белорусской стороны демонстрирует ее желание якобы уйти от энергетической зависимости и отказаться полностью от нефти из Российской Федерации. Однако перед Минском встает одна проблема – сейчас в Белоруссии проходит президентская избирательная кампания, в рамках которой медовый месяц между этим государством и Соединенными Штатами Америки рискует закончиться, так и не начавшись», - полагает эксперт.

В прошлом году Белоруссия импортировала 18 млн тонн топлива и экспортировала за границу 10,5 млн тонн нефтепродуктов, в то время как собственная добыча нефти в республике в 2019 году достигла 1,69 млн тонн.

Капля в море: ценность нефти из США для Минска

Тем временем Минск настроен на выгодное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, которые согласились транспортировать сырье в небольших объемах, но без разглашения его стоимости. Помимо нефти белорусская сторона надеется получить дешевый кредит, который Вашингтон обещал Александру Лукашенко на строительство нефтепровода из Балтики в Белоруссию.

«Кредит, который был обещан белорусской стороне, может остаться не реализованным – Минск ничего не получит от Вашингтона. То есть в данном случае Белоруссия оказывается втянутой в непростую для нее американскую игру, в которой необходимо сделать окончательный выбор – развивать полноценное сотрудничество с Западом или же оставить все как есть, не заказывая нефть в других государствах, и увеличивать количество танкеров из Соединенных Штатов Америки, чтобы задеть дружественное российское государство», - отметил эксперт.

Кроме того, Александр Перов полагает, что схема поставок нефти из Соединенных Штатов Америки логистически невыгодна для белорусской стороны, так как сначала сырье идет танкерами до литовского порта в Клайпеде, а после оно переливается в цистерны и отправляется по железной дороге в точку назначения. Такие поставки можно отнести к периодическим, которые, безусловно, проигрывают стабильным, осуществляющимся через нефтепровод «Дружба».

«Несмотря на то что стоимость нефти сейчас достаточно низкая и сырье из Америки, скорее всего, не так дорого обошлось Белоруссии, нефть из Российской Федерации все же является самым выгодным для Минска решением.

Во-первых, она еще дешевле, а во-вторых, она доступнее. И проблема для Минска сейчас заключается не в необходимости скорейшей диверсификации, а в том, что поставки американской нефти не помогут Белоруссии. Основа экономики этой страны кроется в поставке нефтепродуктов, которую она осуществляет в другие страны. Но экспорт становится неконкурентоспособным не только потому, что Белоруссия лишается возможности получения дешевой нефти без таможенной пошлины, но и в связи с тем, что нефтеперерабатывающие заводы на территории государства устаревают», - считает Перов.

Ранее в экспертном сообществе отмечали, что белорусское намерение диверсифицировать поставки нефти нужно расценивать как попытки Минска побродить по открытому им недавно спотовому рынку в поисках денег на первом этапе или набитых шишек в виде проблем в среднесрочных перспективах. Александр Перов, в свою очередь, полагает, что если бы Минск ранее провел модернизацию собственных мощностей, то путь диверсификации поставок нефти, на который он встал сейчас, был бы оправданным.

«Сегодня действия Белоруссии можно назвать показательными - не в первый раз Минск заказывает нефть в других странах. И ничего принципиального в этом нет, ведь Белоруссия останется с устаревающими НПЗ, проблемной логистикой и потребностью в российской нефти», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики