Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Материнский капитал не позволит обеспечить газом всю Россию

Материнский капитал не позволит обеспечить газом всю Россию

Максимального уровня доступности экологичного топлива страна надеется достичь только через 13 лет

Россия газифицирована на 70% и ежегодно прибавляет по одному процентному пункту, но, похоже, уже никогда не догонит по этому показателю соседние страны, где успешно работают над этой проблемой российские же компании. Не поможет и внесенный в Госдуму закон, который разрешает тратить материнский капитал на подключение к газу.

Внесенный на днях в Госдуму законопроект должен разрешить расходовать средства материнского капитала на газификацию жилья. Его внесли несколько сенаторов, идея одобрена Минтрудом, а инициировал такой подход президент Владимир Путин, так что судьба закона не вызывает опасений.

Речь идет об очень значительных деньгах: подписанный президентом в марте закон о расширении программы маткапитала предполагает выплаты по 616,6 тыс. руб. Но хватит ли этих денег на значительное улучшение условий жизни людей, которые до сих пор топят печи углем или дровами? И как в целом скажется эта мера на уровне газификации в России?

Аналитический центр при правительстве в обзоре топливно-экономического комплекса отмечает, что уровень газификации природным газом в России по состоянию на начало 2020 года достиг 70,1%, прибавив к 2018 году 1,5 процентных пункта (п.п.). Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) отмечает в своих обзорах, что с 2005 года уровень газификации вырос более чем на четверть: тогда газифицировано было 53,5% населенных пункта (60% городов и 34,8% – сельских поселений). Темпы не самые впечатляющие, в некоторых странах показатель прибавляет по 10 п.п. в год, как, например, в Иране (см. «НГ» от 11.02.20).

«Газпром», рассказывая на официальном сайте о достижениях в прокладке труб по всему миру, отмечает успехи, например, в развитии газораспределительных систем Армении и Кыргызстана через свои дочерние предприятия. «Газпром Армения» является одним из лидеров энергетической отрасли страны, где уровень газификации республики достигает 96%.

Министерство энергетики России считает, что такой высокий уровень газификации России и не нужен. В марте, выступая в Совете Федерации, министр энергетики Александр Новак говорил, что России нужно достичь уровня в 83%, так как оставшиеся 17% – «это другие виды источников горячего водоснабжения». По его словам, средний ежегодный рост составляет около 1 п.п., получается, уровня в 83% наша страна сможет достичь не ранее чем через 13 лет.

Жители «безгазовых» регионов уже отчаялись ждать, но даже там, где труба проходит недалеко от дома, подключиться не только дорого, но и очень хлопотно. Разрубить гордиев узел скопившихся проблем Владимир Путин в июне поручил правительству и местным органам власти совместно с «Газпромом». Газификация страны должна завершиться к 2024 году, а к 2030-му необходимо установить целевые показатели на основе актуализации и утверждения региональных программ. Главная прозвучавшая тогда новость – поручено обеспечить формирование источников финансирования для подключения россиян к распределительным сетям без привлечения их средств, то есть бесплатно. Предложения должны быть готовы к 1 октября, а пока возникает вопрос: на что тогда можно будет тратить деньги маткапитала, если – бесплатно?

«Когда говорится о бесплатном подключении, имеется в виду, что человек не будет платить за трубу, которая идет до его забора. А материнский капитал нужен, чтобы оплатить работы по строительству уже внутри участка, – пояснил для «НГ» ведущий аналитик ФНЭБ и Финансового университета при правительстве Игорь Юшков. Это очень правильное решение, считает эксперт, так как ощутимо и быстро улучшается качество жизни людей. «К тому же деньги не уходят из страны. Эту инициативу нужно реализовывать как можно скорее», – добавляет он.

Юшков поясняет, что сейчас граждане платят за несколько этапов и на каждом расходы могут варьироваться. «Если газопровод проходит рядом с границей участка, то подключение к сетям обходится от 12 тыс. руб., если газовая труба у вас на участке уже есть (например, был подключен старый дом, но сгорел), до 60 тыс. Точная цена зависит от того, нужно ли вскрывать дорогу, например, чтобы провести трубу к вашему забору и т.д. Второй этап – проектирование газопровода. Облгаз проектирует, как пойдет газопровод по вашему участку и где войдет в дом. Это стоит около 15 тыс. руб. Третий этап – строительно-монтажные работы. Тут все зависит от протяженности газопровода, но в итоге это может обойтись в несколько сотен тысяч», – сообщил Юшков.

Исторически так сложилось, что газификация шла с юга на север, поэтому бывшие республики СССР газифицированы очень хорошо, объясняет Юшков: «В Грузии можно увидеть, как посреди гор стоит домик и к нему тянется газопровод. А в Ленинградской области газификация уже меньше 50%, некоторые области, как, например, Мурманская, фактически не газифицированы». Основная проблема в том, что негазифицированные регионы, как правило, газифицировать дорого, объясняет Юшков, так как расстояния для прокладки газопроводов большие. «Получается, что вы строите дорогой газопровод для поселка с небольшим объемом потребления. Еще одна очень большая проблема – отсутствие денег на газификацию как у населения, так и у регионов. Сейчас «Газпром» оплачивает строительство больших газопроводов за пределами населенных пунктов. А внутри городов и поселков строительство газопроводов оплачивается из бюджетов регионов, у многих из которых денег нет. При этом «Газпрому» запрещено «заходить» в населенный пункт», – говорит Юшков.

Финансовые резервы есть, считает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Сейчас газовые компании должны быть заинтересованы в расширении емкости внутреннего газового рынка. На фоне снижения объемов экспорта и падения экспортных цен газификация регионов перестает быть социальной нагрузкой «Газпрома» и приобретает маркетинговый смысл. С этой точки зрения, расширение распределительных сетей и подключение домовладений должны рассматриваться не как затраты, а в качестве капиталовложений, не менее важных, чем строительство избыточных экспортных газопроводов, – сказал он «НГ». – Однако до сих пор реальность такова, что распределительные сети рассматривают подключение как услугу, непосредственно приносящую доход. И вряд ли «Газпром» готов менять эту модель в условиях падения своей экспортной выручки».

Относительно низкий уровень газификации Калачев объясняет географическими причинами. «Россия состоит не из одних только больших городов. Значительная часть территории мало заселена. Нет проблем с газификацией районов с высокой плотностью населения, именно поэтому уровень газификации в развитых европейских странах составляет в среднем почти 90%. Правда, там высокая плотность населения сопряжена также с развитой инфраструктурой и высокими доходами», – говорит Калачев.

Стопроцентной газификации у нас не будет, считает он. «Экономически неоправданно тянуть трубу в удаленные от административных центров районы, в удаленные от магистральных газопроводов населенные пункты с населением менее ста человек, – говорит Калачев. – В лучшем случае можно обеспечить доставку баллонного газа. Это относится к северным регионам, регионам Дальнего Востока».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики