Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Безупречный газопровод. У противников "Северного потока–2" не получится найти в нем изъяны

Безупречный газопровод. У противников "Северного потока–2" не получится найти в нем изъяны

Главными противниками "Северного потока–2" остаются США. Восстанет ли против российского проекта, несмотря на поддержку его Германией, тяготеющая к Вашингтону часть современной Европы?

Российская сторона проекта уверена: "Северный поток–2" будет достроен, несмотря на санкции США. Но есть ли вероятность того, что в Европе начнут вставлять "палки в колеса" проекту?

О том, смогут ли российскому газопроводу быть предъявлены экологические претензии, учитывая грядущий европейский курс на декарбонизацию стран, Baltnews рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Юшков пояснил, что к "Северному потоку–2" сложно придраться, потому что проект существует не в вакууме, а по всем действующим европейским стандартам. И проект прошел от начала и до конца все требуемые стадии. В Европе провели и проверку влияния "Северного потока–2" на окружающую среду, состоялись общественные слушания.

В каждой стране, которая по закону должна давать разрешение на прокладку трубы (акватории Финляндии, Швеции, Дании, Германии), требования были выполнены, и разрешения получены.

"Тем более, для всех любителей "вставлять палки в колеса": ровно по почти такому же маршруту проложен "Северный поток–1", и он много лет работает. И никаких нареканий с точки зрения экологии и промышленной безопасности к "Северному потоку–1" нет. А "Северный поток–2" – это его близнец", – отметил Юшков.

Единственной проблемой "Северного потока–2", подчеркивает эксперт, и именно на это будут давить главные проводники американских интересов в Европе (Польша, Прибалтика и Украина), остается попытка не дать газопроводу работать на полную мощность.

"Они уже, по сути, много сделали для этого. "Северный поток–2" не выведен из-под действия Третьего энергопакета, то есть один поставщик (в случае с данным проектом "Газпром" – прим. Baltnews) может загружать только 50% мощности трубы. То есть "Северный поток–2" строится на 55 млрд кубометров газа, а с учетом нынешней ситуации "Газпром" может качать по нему только 27,5 млрд кубометров газа", – пояснил Юшков.

Однако эксперт считает, что "Газпром" будет решать все вопросы поэтапно. Сначала необходимо достроить газопровод, потом – ввести его в эксплуатацию, тем более, в условиях возможных новых санкций США. И в этом случае уже европейцы должны будут работать над решением вопроса.

"А дальше надо будет доказать, что применение антимонопольного законодательства к морскому газопроводу из третьей страны нецелесообразно. Например, похожий проект TANAP, который из Азербайджана ведет газ в итоге в Италию, получил разрешение на полную загрузку. А "Газпрому" почему-то исключение не дают. Важно доказать самим европейцам, что правила, которые они применяют, – вообще-то антимонопольное законодательство, принятое, чтобы развивать конкуренцию. А когда на другой стороне трубы конкуренции нет, потому что в России, по закону об экспорте газа, только "Газпром" может экспортировать газ, откуда на дне моря взяться конкуренции? В этом случае применение Третьего энергопакета попросту нецелесообразно", – заключил Юшков.

Напомним, что главными противниками "Северного потока–2" остаются США, желающие заменить российское топливо американским СПГ на европейском рынке. На данный момент власти Вашингтона опубликовали рекомендации в рамках закона о противодействии России через санкции, включив в документ "Северный поток–2" и вторую нитку "Турецкого потока".

Подобные инициативы активно поддерживают сторонники США, в том числе Украина.

"Мы приветствуем дальнейшие меры США по прекращению управляемого Россией проекта "Северный поток–2", завершение которого станет серьезной угрозой для солидарности Европы. Украина, как надежный транзитный партнер, рассчитывает на тесное сотрудничество с США и ЕС в целях укрепления энергетической безопасности региона в наших общих интересах", – сообщил МИД Украины в Twitter.

Источник: Baltnews.ee, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики