Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия затеяла политическую игру против новых санкций США к "Северному потоку-2"

Германия затеяла политическую игру против новых санкций США к "Северному потоку-2"

Одобрение Конгрессом США новых санкций против "Северного потока-2" встретит противодействие Германии и Евросоюза. Об этом в интервью ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Палата представителей Конгресса США единогласно одобрила внесение поправок в оборонный бюджет об ужесточении санкций против "Северного потока-2" и "Турецкого потока". Американские парламентарии действуют по прецеденту 2019 года – включают санкционные поправки в жизненно важный для Соединенных Штатов документ, который президент обязан подписать. Благодаря такому трюку уже удалось отложить запуск "Северного потока-2" – санкции заставили швейцарскую Allseas отозвать суда-трубоукладчики в финальной стадии строительства.

А на прошлой неделе госсекретарь США Майкл Помпео объявил о возможном расширении действия американского закона CAATSA ("О противодействии противникам Америки посредством санкций") на газопроводы "Северный поток-2" и вторую нитку "Турецкого потока". Он потребовал "немедленно убираться" от участников российских проектов. МИД России обратил внимание, что эти санкции затрагивают и американских союзников в Европе, в Кремле назвали угрозы попыткой недобросовестной конкуренции.

"Изначально нужно различать два американских санкционных пакета, - отмечает Юшков. – CAATSA был утвержден еще в 2017 году и подразумевал ограничения, связанные со строительством газопровода. А сейчас в новый оборонный бюджет конгрессмены проталкивают другие меры – они направлены на запрет использовать уже построенный трубопровод. То есть его нельзя сертифицировать, обслуживать, ремонтировать. Это меры другого уровня и направлены даже против госведомств Германии.

Однако сейчас все же стоит дождаться, пока санкционный законопроект будет окончательно принят в структуре оборонного бюджета США. Это несколько стадий утверждения. И на каждом этапе в законопроект могут быть введены формулировки, которые изменят его полностью. Известны случаи, когда на последнем этапе перед окончательным утверждением вносились поправки, меняющие даже базовые основы документа. Так что окончательный анализ рисков возможен только после утверждения закона".

Поправки создают новые риски

Вашингтон на данный момент не собирается вводить санкции в рамках CAATSA против компаний, которые строят "Северный поток-2" и вторую ветку "Турецкого потока". Госдепартамент США объяснил, что введет эти санкции в случае, если сочтет это целесообразным. За последние три года США в угрозах немецко-российскому газопроводу лишь напоминали о своих возможностях, но до введения уже готовых санкций дело не дошло.

А проекту военного бюджета США еще предстоит пройти сложный процесс утверждения и в Палате представителей, и в Сенате Конгресса. После того как обе палаты законодательного органа одобрят свои версии проекта бюджета, будет созвана комиссия для согласования деталей обоих проектов. Обе палаты вновь должны будут проголосовать за согласованный документ, после чего он отправится главе государства на подпись. Весь этот процесс обычно длится до середины осени или начала зимы.

"На сегодняшний день США ставят Европу в очень сложное положение. Россия демонстрирует, что готова нарушать американские санкции и даже поставить под удар дочерние предприятия "Газпрома" ради завершения проекта. Штаты же фактически запрещают Евросоюзу выполнять его собственные законы. Ведь если Россия выполнит условия соглашения и достроит трубопровод, ЕС обязан будет его сертифицировать и ввести в эксплуатацию.

Более того – в Германии уже построена подводная и наземная части "Северного потока-2", там ждут начала поставок по новому маршруту. И все законы Европы говорят, что необходимо магистраль запускать. Штаты же открыто заявляют, что Германия должна не подчиняться европейским законам, а действовать вопреки своим интересам по указаниям Вашингтона. В этом и заключается главное отличие нового пакета санкций, которые продавливают в американском конгрессе", - подчеркивает Юшков.

Вокруг санкций начинается политическая игра

Представитель кабмина ФРГ заявил, что даже после угроз США позиция германского правительства по проекту "Северный поток-2" не изменилась. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз выступает против односторонних санкций США, которые задевают интересы европейских компаний. Берлин называл недопустимым введение ограничений США и анонсировал ответные торговые запреты на американские товары в Европе.

В Кремле заявили, что угрозы Помпео о новых санкциях против "Северного потока-2" являются попыткой недобросовестной конкуренции и оказанием грубого давления на бизнес в Европе. Заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев сообщил, что газопровод "Северный поток-2" достроят, несмотря на угрозы со стороны Соединенных Штатов. Этим он лишь подтвердил официальную позицию Москвы: работы будут завершены судами и силами России.

"Поведение Вашингтона вполне оправданно раздражает Берлин и Брюссель, потому в ответ уже запущена машина по лоббированию интересов Европы в парламенте США. Один раз этот прием уже сработал – в 2017 году санкции CAATSA изначально содержали формулировку, что президент США обязан подписать закон об ограничениях после его утверждения в конгрессе. Но в результате лобби жесткая формулировка сменилась на "вводит по своему усмотрению", что обесценило весь законопроект.

Сейчас европейцы прикладывают максимум усилий, чтобы повторить прецедент и максимально обезопасить Германию и ЕС от санкций США, а "Северный поток-2" при этом ввести в эксплуатацию. Это серьезные торги и политические игры, которые вполне могут быть успешными для Берлина. Но в любом случае до принятия новых санкций мы увидим жаркие дебаты вокруг этого вопроса", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики