Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия затеяла политическую игру против новых санкций США к "Северному потоку-2"

Германия затеяла политическую игру против новых санкций США к "Северному потоку-2"

Одобрение Конгрессом США новых санкций против "Северного потока-2" встретит противодействие Германии и Евросоюза. Об этом в интервью ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Палата представителей Конгресса США единогласно одобрила внесение поправок в оборонный бюджет об ужесточении санкций против "Северного потока-2" и "Турецкого потока". Американские парламентарии действуют по прецеденту 2019 года – включают санкционные поправки в жизненно важный для Соединенных Штатов документ, который президент обязан подписать. Благодаря такому трюку уже удалось отложить запуск "Северного потока-2" – санкции заставили швейцарскую Allseas отозвать суда-трубоукладчики в финальной стадии строительства.

А на прошлой неделе госсекретарь США Майкл Помпео объявил о возможном расширении действия американского закона CAATSA ("О противодействии противникам Америки посредством санкций") на газопроводы "Северный поток-2" и вторую нитку "Турецкого потока". Он потребовал "немедленно убираться" от участников российских проектов. МИД России обратил внимание, что эти санкции затрагивают и американских союзников в Европе, в Кремле назвали угрозы попыткой недобросовестной конкуренции.

"Изначально нужно различать два американских санкционных пакета, - отмечает Юшков. – CAATSA был утвержден еще в 2017 году и подразумевал ограничения, связанные со строительством газопровода. А сейчас в новый оборонный бюджет конгрессмены проталкивают другие меры – они направлены на запрет использовать уже построенный трубопровод. То есть его нельзя сертифицировать, обслуживать, ремонтировать. Это меры другого уровня и направлены даже против госведомств Германии.

Однако сейчас все же стоит дождаться, пока санкционный законопроект будет окончательно принят в структуре оборонного бюджета США. Это несколько стадий утверждения. И на каждом этапе в законопроект могут быть введены формулировки, которые изменят его полностью. Известны случаи, когда на последнем этапе перед окончательным утверждением вносились поправки, меняющие даже базовые основы документа. Так что окончательный анализ рисков возможен только после утверждения закона".

Поправки создают новые риски

Вашингтон на данный момент не собирается вводить санкции в рамках CAATSA против компаний, которые строят "Северный поток-2" и вторую ветку "Турецкого потока". Госдепартамент США объяснил, что введет эти санкции в случае, если сочтет это целесообразным. За последние три года США в угрозах немецко-российскому газопроводу лишь напоминали о своих возможностях, но до введения уже готовых санкций дело не дошло.

А проекту военного бюджета США еще предстоит пройти сложный процесс утверждения и в Палате представителей, и в Сенате Конгресса. После того как обе палаты законодательного органа одобрят свои версии проекта бюджета, будет созвана комиссия для согласования деталей обоих проектов. Обе палаты вновь должны будут проголосовать за согласованный документ, после чего он отправится главе государства на подпись. Весь этот процесс обычно длится до середины осени или начала зимы.

"На сегодняшний день США ставят Европу в очень сложное положение. Россия демонстрирует, что готова нарушать американские санкции и даже поставить под удар дочерние предприятия "Газпрома" ради завершения проекта. Штаты же фактически запрещают Евросоюзу выполнять его собственные законы. Ведь если Россия выполнит условия соглашения и достроит трубопровод, ЕС обязан будет его сертифицировать и ввести в эксплуатацию.

Более того – в Германии уже построена подводная и наземная части "Северного потока-2", там ждут начала поставок по новому маршруту. И все законы Европы говорят, что необходимо магистраль запускать. Штаты же открыто заявляют, что Германия должна не подчиняться европейским законам, а действовать вопреки своим интересам по указаниям Вашингтона. В этом и заключается главное отличие нового пакета санкций, которые продавливают в американском конгрессе", - подчеркивает Юшков.

Вокруг санкций начинается политическая игра

Представитель кабмина ФРГ заявил, что даже после угроз США позиция германского правительства по проекту "Северный поток-2" не изменилась. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз выступает против односторонних санкций США, которые задевают интересы европейских компаний. Берлин называл недопустимым введение ограничений США и анонсировал ответные торговые запреты на американские товары в Европе.

В Кремле заявили, что угрозы Помпео о новых санкциях против "Северного потока-2" являются попыткой недобросовестной конкуренции и оказанием грубого давления на бизнес в Европе. Заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев сообщил, что газопровод "Северный поток-2" достроят, несмотря на угрозы со стороны Соединенных Штатов. Этим он лишь подтвердил официальную позицию Москвы: работы будут завершены судами и силами России.

"Поведение Вашингтона вполне оправданно раздражает Берлин и Брюссель, потому в ответ уже запущена машина по лоббированию интересов Европы в парламенте США. Один раз этот прием уже сработал – в 2017 году санкции CAATSA изначально содержали формулировку, что президент США обязан подписать закон об ограничениях после его утверждения в конгрессе. Но в результате лобби жесткая формулировка сменилась на "вводит по своему усмотрению", что обесценило весь законопроект.

Сейчас европейцы прикладывают максимум усилий, чтобы повторить прецедент и максимально обезопасить Германию и ЕС от санкций США, а "Северный поток-2" при этом ввести в эксплуатацию. Это серьезные торги и политические игры, которые вполне могут быть успешными для Берлина. Но в любом случае до принятия новых санкций мы увидим жаркие дебаты вокруг этого вопроса", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики