Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Всемирная боязнь санкций США превратилась в проблему развития шельфа Арктики

Всемирная боязнь санкций США превратилась в проблему развития шельфа Арктики

Изменение российского законодательства по арктическому шельфу необходимо приветствовать, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

В РФ запланирована либерализация шельфового законодательства

Главной проблемой готовящегося законопроекта о либерализации доступа к шельфу Арктики стали разногласия между ФАС и Минэнерго РФ.

Минэнерго РФ предлагает установить обязательную долю России в консорциумах с участием иностранных инвесторов в 50%, т.е. в виде контрольного пакета, а ФАС в «25% + 1 голос», т.е. в виде блокирующего пакета.

Заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заметил, что шельф является насыщенной полезными ископаемыми частью РФ, поэтому изменение правил игры обсуждается с большим числом игроков.

Предложение по блокирующему пакету основано на опыте Норвегии, которая опережает нас в разы в развитии континентального шельфа.

«У России есть опыт активного привлечения американских компаний на российский арктический шельф. Только после начала холодной войны между Западом и Россией эти начинания завершились ничем», - констатирует Перов.

Правительство РФ продолжает прилагать усилия в привлечении инвесторов и осуществляет призывы к иностранным компаниям по сотрудничеству на арктическом шельфе. Разговор идет не только про западные, но и про азиатские компании.

«За редким исключением дело по-прежнему не движется, но в последние годы активность Москвы даже усилилась», - резюмирует Перов.

В сентябре прошлого года прошел специальный саммит, где было высказано официальное мнение, что законодательство по российскому шельфу требует либерализации. И теперь мы к этому движемся, но это не означает моментального прихода иностранных инвестиций.

Санкции мы так не обойдем

«Тут две проблемы. Минэнерго РФ обещало сделать законодательство так, чтобы над теми иностранными компаниями, которые вложатся в шельф, не висела проблема санкций. Только сложность не в самих санкциях, а в их боязни», - заключает Перов.

Американцы упражняются во введении антироссийских санкций, а энергетика является их главной мишенью. Об этом говорит как политика США по «Северному потоку-2», так и риторика американских официальных лиц, стремящихся помешать всем российским проектам.

По этой причине любые иностранные инвесторы будут опасаться введения санкций США, тем более они угрожают всем контрагентам России.

«Даже невведенные американские санкции будут висеть, как дамоклов меч, над компаниями, которые решатся вложиться в шельф. Этот фактор останется и в том случае, если мы придумаем схему, позволяющую привлекать иностранных инвесторов. США для противодействия этому могут оперативно придумать новый закон», - констатирует Перов.

Иностранцев останавливает непредсказуемость санкционной политики США, поскольку американцы готовы на любые решения.

«Мы видим это по «Северному потоку-2», в отношении которого США в оперативном порядке приняли новые санкции. Поэтому по вопросу иностранных инвестиций усилия приведут только к ограниченному эффекту», - резюмирует Перов.

России нужны иностранные технологии

Только все это не отменяет важности законопроекта, который, как считает эксперт, должен адаптировать российское законодательство под реальные нужды развития арктического шельфа.

«Либерализовать российское законодательство необходимо было давно. Об этом ведутся споры – «Лукойл» не один год добивался доступа туда частных компаний. Сегодня частники могут работать только в сотрудничестве с госкомпаниями», - заключает Перов.

Этот барьер снижает перспективы развития шельфа, поскольку государство не может решить все его проблемы.

«C 2014 года российские государственные компании пытаются вести работу на шельфе, но у них из этого мало что получилось. Планы и обещания, которые они давали, остались на бумаге, как и условия соглашения, по которым они получили арктические месторождения. Не было даже пробурено необходимого количества скважин для надлежащей разведки», - констатирует Перов.

Поэтому силами «Роснефти» и «Газпрома» нам шельф не развить, из-за чего России необходимы сторонние инвесторы.

«Еще одной проблемой является доступ к технологиям и оборудованию, и это еще большая трудность, чем деньги», - резюмирует Перов.

Технологическая зависимость РФ в освоении шельфа является притчей во языцех. Этот фактор сразу стал предметом американских санкций. В США быстро пришли к выводу, что дефицит технологий ограничит долгосрочное развитие российского шельфа.

Стратегически мы сами можем решить технологические проблемы, но это потребует времени и больших финансовых издержек, из-за чего и делается ставка на привлечение иностранных инвесторов с необходимыми технологиями.

«Роснефть» для этого создавала совместное предприятие с ExxonMobil. И разговор шел не только об участии американской компании в разработке шельфа, но и о создании совместного центра, где бы отрабатывались технологии», - заключает Перов.

И это самое критичное из того, чего России не хватает в освоении арктического шельфа.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики