Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Всемирная боязнь санкций США превратилась в проблему развития шельфа Арктики

Всемирная боязнь санкций США превратилась в проблему развития шельфа Арктики

Изменение российского законодательства по арктическому шельфу необходимо приветствовать, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

В РФ запланирована либерализация шельфового законодательства

Главной проблемой готовящегося законопроекта о либерализации доступа к шельфу Арктики стали разногласия между ФАС и Минэнерго РФ.

Минэнерго РФ предлагает установить обязательную долю России в консорциумах с участием иностранных инвесторов в 50%, т.е. в виде контрольного пакета, а ФАС в «25% + 1 голос», т.е. в виде блокирующего пакета.

Заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заметил, что шельф является насыщенной полезными ископаемыми частью РФ, поэтому изменение правил игры обсуждается с большим числом игроков.

Предложение по блокирующему пакету основано на опыте Норвегии, которая опережает нас в разы в развитии континентального шельфа.

«У России есть опыт активного привлечения американских компаний на российский арктический шельф. Только после начала холодной войны между Западом и Россией эти начинания завершились ничем», - констатирует Перов.

Правительство РФ продолжает прилагать усилия в привлечении инвесторов и осуществляет призывы к иностранным компаниям по сотрудничеству на арктическом шельфе. Разговор идет не только про западные, но и про азиатские компании.

«За редким исключением дело по-прежнему не движется, но в последние годы активность Москвы даже усилилась», - резюмирует Перов.

В сентябре прошлого года прошел специальный саммит, где было высказано официальное мнение, что законодательство по российскому шельфу требует либерализации. И теперь мы к этому движемся, но это не означает моментального прихода иностранных инвестиций.

Санкции мы так не обойдем

«Тут две проблемы. Минэнерго РФ обещало сделать законодательство так, чтобы над теми иностранными компаниями, которые вложатся в шельф, не висела проблема санкций. Только сложность не в самих санкциях, а в их боязни», - заключает Перов.

Американцы упражняются во введении антироссийских санкций, а энергетика является их главной мишенью. Об этом говорит как политика США по «Северному потоку-2», так и риторика американских официальных лиц, стремящихся помешать всем российским проектам.

По этой причине любые иностранные инвесторы будут опасаться введения санкций США, тем более они угрожают всем контрагентам России.

«Даже невведенные американские санкции будут висеть, как дамоклов меч, над компаниями, которые решатся вложиться в шельф. Этот фактор останется и в том случае, если мы придумаем схему, позволяющую привлекать иностранных инвесторов. США для противодействия этому могут оперативно придумать новый закон», - констатирует Перов.

Иностранцев останавливает непредсказуемость санкционной политики США, поскольку американцы готовы на любые решения.

«Мы видим это по «Северному потоку-2», в отношении которого США в оперативном порядке приняли новые санкции. Поэтому по вопросу иностранных инвестиций усилия приведут только к ограниченному эффекту», - резюмирует Перов.

России нужны иностранные технологии

Только все это не отменяет важности законопроекта, который, как считает эксперт, должен адаптировать российское законодательство под реальные нужды развития арктического шельфа.

«Либерализовать российское законодательство необходимо было давно. Об этом ведутся споры – «Лукойл» не один год добивался доступа туда частных компаний. Сегодня частники могут работать только в сотрудничестве с госкомпаниями», - заключает Перов.

Этот барьер снижает перспективы развития шельфа, поскольку государство не может решить все его проблемы.

«C 2014 года российские государственные компании пытаются вести работу на шельфе, но у них из этого мало что получилось. Планы и обещания, которые они давали, остались на бумаге, как и условия соглашения, по которым они получили арктические месторождения. Не было даже пробурено необходимого количества скважин для надлежащей разведки», - констатирует Перов.

Поэтому силами «Роснефти» и «Газпрома» нам шельф не развить, из-за чего России необходимы сторонние инвесторы.

«Еще одной проблемой является доступ к технологиям и оборудованию, и это еще большая трудность, чем деньги», - резюмирует Перов.

Технологическая зависимость РФ в освоении шельфа является притчей во языцех. Этот фактор сразу стал предметом американских санкций. В США быстро пришли к выводу, что дефицит технологий ограничит долгосрочное развитие российского шельфа.

Стратегически мы сами можем решить технологические проблемы, но это потребует времени и больших финансовых издержек, из-за чего и делается ставка на привлечение иностранных инвесторов с необходимыми технологиями.

«Роснефть» для этого создавала совместное предприятие с ExxonMobil. И разговор шел не только об участии американской компании в разработке шельфа, но и о создании совместного центра, где бы отрабатывались технологии», - заключает Перов.

И это самое критичное из того, чего России не хватает в освоении арктического шельфа.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики