Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спасти «Северный поток — 2»: Германия ответит США санкциями

Спасти «Северный поток — 2»: Германия ответит США санкциями

ФРГ ответит США контрсанкциями на ограничения для «Северного потока — 2»

Бизнес-сообщество ФРГ призвало правительство выработать пакет мер в адрес США в ответ на расширение санкций против газопровода «Северный поток — 2». Европейцы могут как оказать жесткое противодействие США, так и полностью покориться более мощному стратегическому партнеру, полагают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

Восточный комитет германской экономики (OAOEV) призвал правительство ФРГ принять ответные меры на расширение санкций в отношении немецких компаний, работающих над строительством «Северного потока — 2». Об этом в интервью изданию Funke рассказал глава OAOEV Михаэль Хармс. 

«До сих пор мы постоянно предостерегали от жестких ответных мер касательно США, поскольку не хотим оказаться в санкционной спирали. Теперь мы смотрим на это несколько иначе, — сказал руководитель OAOEV. — Мы активно работаем над конкретными предложениями.

Они могут варьироваться от ясных дипломатических заявлений и компенсаций для местных фирм до защитных ответных санкций».

Собеседник издания напомнил, что, согласно последнему пакету санкций, американцы могут заблокировать банковские счета компаний, каким-либо образом связанных со строительством «Северного потока — 2». В том числе США могут запретить работникам таких компаний посещать территорию Соединенных Штатов.

«Санкции, возможно, грозят и финансирующим [проект] банкам — это очень болезненный удар», — подчеркнул Хармс.

Глава комитета в то же время отмечает, что пока ни в одном документе не фигурируют наименования отдельных компаний и не говорится о конкретных мерах США.

Хармс не считает, что расширение санкций ставит крест на дальнейшем развитии «Северного потока — 2». Однако он напоминает, что в посольстве США в Берлине уже несколько раз настоятельно рекомендовали некоторым компаниям явиться к ним на переговоры. По мнению главы OAOEV, такие действия не соответствуют партнерским отношениям.

«Мы в связи с этим тесно координируем наши действия с правительством ФРГ. Угрозы санкций со стороны США мы считаем опасным прецедентом. ЕС должен эффективно противодействовать этому. Необходимо избежать того, чтобы другие государств пришли к подобным идеям», — заметил Хармс.

Дальнейшие технические работы по строительству «Северного потока — 2» не составят проблемы, полагают в ФРГ. Но есть риск, что страховые компании, опасаясь последствий со стороны американского правительства, поведут себя непредсказуемо. Тем не менее немецкий бизнес считает газопровод по-прежнему «крайне важным» для развития экономики страны.

«Он будет способствовать обеспечению поставок газа, поддержанию низких цен и поможет в защите климата», — уточнил Хармс.

Восточный комитет германской экономики считается влиятельным сообществом в ФРГ, он отвечает за региональную инициативу экономики немецкого государства в странах ЕС, России и Центральной Азии. Всего в объединение входит более 350 предприятий, это представители среднего бизнеса, крупные промышленные союзы и корпорации.

В экспертной среде доминирует скептицизм в отношение потенциальных ответных мер ФРГ, как их действенности, так и реалистичности, отмечает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

«Рыночная сила США сейчас очень велика, и в принципе большинство европейских компаний не хотят страдать из-за какого-то одного, пусть даже очень крупного и прибыльного проекта от возможных санкций, в том числе связанных с арестом имущества этих компаний в США, запрета деятельности на одном из крупнейших рынков. Мне кажется, что санкции будут носить формальные характер, с той лишь целью, чтобы Германию не потеряла лицо», — поделился мнением с «Газетой.Ru» Громов.

У США на порядок больше инструментов давления на Европу, указывает он. Первоначально санкции затрагивали компании, занятые в трубоукладке, но после их расширения под эти меры могут попасть различные сегменты бизнеса: страхование, банковские услуги, поставки комплектующих, обеспечение юридического сопровождения и многое другое, напомнил Громов.

«Тот пакет санкций, который сейчас введен США, фактически обрекает «Газпром» на полную изоляцию в проекте «Северный поток — 2».

Россия, конечно, слишком много вложила средств в реализацию этого проекта, в том числе политических, поэтому мы будем бороться до последнего. Но санкции, безусловно, затормозят его развитие», — считает Алексей Громов из Института энергетики и финансов.

Европейский союз в лице Германии все же может пойти на реальное противодействие американскому санкционному давлению на газопровод, полагает старший научный сотрудник Финансового университета и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

«Вообще сейчас идет вопрос по другой теме — «А может ли Европа торговать с теми странами, с которыми она хочет? Или только с теми, которые американцы разрешат?» А завтра США скажут, что «Северный поток — 1» тоже плохой, давайте его тоже запретим! Потом скажут: не работайте с китайцами. Давайте продажу электроники Huawei запретим. Я полагаю, что европейцы осознали, к чему это ведет, что это стратегически опасно, и будут принимать меры», — рассказал «Газете.Ru» Митрахович.

Среди таких мер, по мнению собеседника, может быть конкретная помощь компаниям, работающим с «Газпромом», со стороны немецкого правительства.

В минувший вторник палата представителей конгресса США одобрила проект оборонного бюджета на 2021 год. Среди прочего этот документ предписывает администрации президента ужесточить санкции против газопровода «Северный поток — 2», а также иностранных компаний, которые помогают реализации его строительства.

Автор: Тимур Хасанов

Источник: Газета.Ru, 22.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики