Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия намерена наказать США за "Северный поток - 2"

Германия намерена наказать США за "Северный поток - 2"

Берлин предъявит Вашингтону контрсанкции

Восточный комитет немецкой экономики, объединяющий финансовые, производственные и торговые компании страны, всерьез думает ввести ответные санкции по США, связанные с новым пакетом американских ограничений в отношении «Северного потока - 2» (СП-2). Утвержденный на днях американским Сенатом документ, в отличие от его первой версии, бьет уже не только по России, а по кровным интересам Берлина.

«До сих пор мы предостерегали от жестких контрмер в отношении США. Теперь видим это иначе», — предупреждает исполнительный директор Восточного комитета Михаэль Хармс. Он озабочен тем, что американцы собираются заблокировать счета участвующих в СП-2 бизнес-структур и распространить санкции на банки, финансирующие проект. Пока в качестве ответных мер могут быть отражены «ясные политические заявления, компенсации европейским компаниям и защитные контрсанкции».

Несколькими днями ранее глава Восточного комитета Оливер Гермес назвал санкции США беспрецедентным вмешательством в энергетический суверенитет ЕС. Компании, пострадавшие от них, нуждаются в «эффективном защитном барьере». На угрозу для энергетической безопасности Старого Света со стороны Вашингтона и «нападение на европейскую экономику» указывал экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. В том же направлении движется и остальной Евросоюз: по словам верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Барреля, третьи страны не вправе ограничивать деятельность европейских компаний, ведущих законный бизнес.

Заявление Хармса прежде всего адресовано руководству Германии. Бизнес сигнализирует властям, чтобы они активнее лоббировали национальные интересы перед лицом Вашингтона, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Немецкие компании понимают, чем чреваты санкции в отношении СП-2. Речь идет не только о попытках вытеснить Россию с европейского рынка. Для США это задача-минимум. Решив ее, Вашингтон получит серьезный стратегический результат: если цены на российский газ вырастут, то в ЕС подорожает электроэнергия, и как следствие — производство товаров. В свою очередь, поставки в Европу СПГ из США станут рентабельными, а американский экспорт получит конкурентное преимущество в сравнении с европейскими аналогами.

«Американцы все активнее используют санкционную дубинку. Сейчас возникла ситуация, когда под ударом оказалась не только Россия, но и Европа. Рано или поздно «Газпром» достроит СП-2, после чего обратится к немецким регуляторам с пакетом документов, отвечающих законодательству ЕС и позволяющих ввести газопровод в эксплуатацию. Берлин встанет перед тяжелым выбором: либо выдать разрешение и не нарушить европейские нормы; либо отказать России в ущерб себе и в угоду США», — рассуждает Юшков.

Впрочем, способов действительно навредить Вашингтону путем введения контрсанкций у немецкого бизнеса сравнительно немного. Отдельно взятые компании не могут отказаться от сотрудничества с американцами и не могут прекратить закупку СПГ, поставляемого из-за океана — подобные шаги им не позволит жесткое антимонопольное законодательство ЕС и перспектива судиться с поставщиками

Никакой конкретной информации о готовящихся контрмерах нет, но в любом случае они должны быть одобрены на уровне руководства ЕС, отмечает глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Симметричный ответ Вашингтону, конечно, последует. Европейцы умеют считать деньги. По их оценкам, последний пакет американских санкций может затронуть около 120 компаний в ЕС, поставить под угрозу рабочие места в 12 странах. Новые ограничения заблокируют около 700 млн евро, направленных в качестве инвестиций в строительство СП-2. Правда, пока эти угрозы, скорее, можно считать виртуальными, нежели правдоподобными.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 22.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики