Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия застрахует нефтяной сектор вложениями в несырьевые отрасли экономики

Россия застрахует нефтяной сектор вложениями в несырьевые отрасли экономики

Перспектива нефтяных пут-опционов неоднозначна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Роснефть» предложила застраховать нефтедобычу

В России может появиться программа хеджирования нефтегазовых доходов от колебаний цены на нефть по аналогии с мексиканским механизмом пут-опционов. В Мексике пут-опционы существуют 20 лет и являются механизмом страхования бюджета, представляя собой эквивалент страхового полиса. Это дает возможность продать нефть в конкретное время по заранее определенной цене.

Мексика так страхует свой государственный бюджет на случай глобального обвала цен на нефть. Только на покупку пут-опционов эта страна тратит в год порядка 1 млрд долларов и существуют сомнения, что она больше зарабатывает, чем теряет.

Пут-опцион является биржевым контрактом, по которому «покупатель» приобретает право продать определенное количество актива «продавцу» по фиксированной цене. Стоимость опциона является премией, которую «покупатель» уплачивает «продавцу».

С предложением по проработке этого вопроса и созданию в России специальной программы к Правительству РФ обратилась «Роснефть», причем средства на программу пут-опционов в компании предлагают взять из резервов ФНБ.

Президент РФ Владимир Путин согласился с позицией своего советника Максима Орешкина поручить Правительству РФ представить предложения по параметрам хеджирования рисков по пут-опционам. Первый заместитель председателя Правительства РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов поручил ведомствам тщательно проработать данный вопрос.

«Перед нами страховой инструмент – по сути своей, спор по поводу того, сколько будет стоить нефть, который проводится путем путем страхования рисков производителей сырья», - констатирует Юшков.

2020 год вряд ли повторится в будущем

Весенний коллапс глобального нефтяного рынка оставил неизгладимое впечатление на всех производителей сырья в мире, в результате как из рога изобилия посыпались идеи купирования данной проблемы.

Ситуация сегодня гораздо хуже 2014 года, когда цены тоже обвалились, но на рынке не было дисбаланса спроса и предложения. В 2020 году глобальная экономика рухнула, из-за чего создалась угроза перезаполнения всех нефтяных хранилищ в мире.

Худшие прогнозы не сбылись, но ситуация остается напряженной и грозит производителям нефти бюджетными проблемами.

«В случае с пут-опционами при обвале цен производитель нефти остается с теми доходами, которые он запланировал», - заключает Юшков.

Для «Роснефти» данный вариант, вне сомнения, является выгодным, поскольку для компании важны не сверхдоходы, которые у нее заберет федеральный бюджет, а выполнение финансовых планов. Компании необходимо выполнять программу развития, поэтому «Роснефть» хочет разделить финансовые риски с государством, обеспечив активами ФНБ собственные доходы от добычи.

«Такой ситуации, как в 2020 году, когда нефть упала из-за переизбытка предложения и COVID-19, больше не будет», - резюмирует Юшков.

Поэтому нет смысла выстраивать развитие нефтегазовой отрасли на основании тех рисков, которые принес мировой экономике 2020 год. Конечно, можно предположить, что пандемия будет повторяться каждый год, но исторический опыт этому противоречит.

Во-первых, мировая экономика привыкнет к пандемии, даже если она будет повторяться. Это не прекратит хозяйственную деятельность в мире. Во-вторых, такие события случаются крайне редко – прошлая глобальная пандемия случилась в 1918-1920 годах.

«В 2020 году друг на друга наложились коронавирус и гигантский спад потребления нефти. Ситуации с двумя такими факторами больше не будет. Она случается раз в несколько десятилетий, если не реже, поэтому не стоит гипертрофировать проблему», - констатирует Юшков.

Нефть падает и поднимается в цене каждый год, и это скорее ставит задачу развития других секторов российской экономики.

«Нецелесообразно хеджироваться на случай повторения текущей ситуации. Пут-опционы можно попробовать, как инструмент, но вообще-то они считаются рискованными. Коммерческие компании делают их на свой страх и риск, и сомнительно, что данный инструмент стоит распространять на государство. Это сложный вопрос, и тут нет однозначного ответа», - констатирует Юшков.

В случае реализации программы пут-опционов России придется вкладывать большие деньги, чем Мексике. Конечно, можно сказать, что это приведет средства ФНБ в российскую экономику, но оптимальнее их вложить в ее реальный сектор.

«Лучше к таким вопросам относиться консервативно и инвестировать деньги не в нефтяной сектор, а в другие отрасли российской экономики, которые будут развиваться, и так мы лучше застрахуемся от нового падения цен на нефть», - заключает Юшков.

Россию, как государство, подстраховать от падения от нефтегазовых доходов может только диверсификация доходной базы. Пока у нас нефть играет такую большую роль в доходах федерального бюджета никакие пут-опционы не помогут.

Возможно, от предложения «Роснефти» будут стабильней доходы, но от пут-акционов можно потерять больше денег, чем заработать.

«Роснефть» является самой большой российской компанией и добывает более половины нефти в России. Она рискует больше всех и обладает лучшими лоббистскими возможностями, из-за чего и началось обсуждение этого вопроса», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики