Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубный интерес "Газпрома"

Трубный интерес "Газпрома"

Группа "Челябинский трубопрокатный завод" (ЧТПЗ) и Загорский трубный завод (ЗТЗ) объявили о договоренности создать совместную промышленно-финансовую группу (ПФГ) для обеспечения предприятий ТЭК трубами большого диаметра и нефтяного сортамента, а также сопутствующей продукцией. "На первом этапе мажоритарный акционер ЧТПЗ Андрей Комаров с партнерами входит в акционерный капитал ЗТЗ в размере 50%. Следующим этапом должна стать консолидация промышленных активов, ее сроки и параметры прорабатываются сторонами", — сообщил представитель ЧТПЗ.

В ЗТЗ подтвердили факт договоренности о консолидации, но говорить о ее схеме и сроках сочли преждевременным.

ЧТПЗ и ЗТЗ объединят усилия в области закупок, логистики и продаж, за счет чего ежегодный синергетический эффект превысит 7,5 млрд рублей.

Ожидается, что новая группа займет более трети внутреннего рынка ТБД по итогам текущего года. Объемы российского рынка ТБД в 2020 году прогнозируются на уровне 1 867 тыс. тонн.

ИНТЕРЕС "ГАЗПРОМА"

По мнению экспертов, за созданием новой промышленно-финансовой группы может стоять "Газпром" — основной заказчик ТБД, объемы потребления которого оцениваются в 1,3 млн тонн (почти 70% всего рынка). По сути, речь идет о появлении единого поставщика трубной продукции.

"Это укладывается в логику целевой модели реализации инвестпроектов "Газпрома", — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Создание единого поставщика ТБД – это очередной этап практического воплощения той модели бизнеса, которую "Газпром" последовательно реализует на протяжении последних лет", — отмечает старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов.

Напомним, что в 2019 году "Газпром" начал проводить реформу системы управления компании, которая затронула формирование инвестпрограммы и закупочной деятельности. "Газпром инвест" стал централизованным техническим заказчиком, заключающим с единым подрядчиком EPC-контракты, основной принцип которых состоит в том, что подрядчик отвечает за полный цикл работ.

"История с объединением активов трубных заводов становится понятной, если вспомнить, как "Газпром" на базе "Газстройпрома" консолидировал крупнейших подрядчиков газовой монополии: "Стройгазконсалтинг" и "Стройгазмонтаж". Идея "Газпрома" заключалась в том, чтобы был единый подрядчик по строительству газопроводов и обустройству месторождений", — говорит Симонов. В настоящее время 49% "Газстройпрома" принадлежит "Газпрому", остальное — у структур, связанных с Газпромбанком, и нескольких физических лиц.

По словам Андрианова, вполне логично, что будет применена уже отработанная конфигурация, по которой Газпромбанк войдет в капитал новой ПФГ. "Если Газпромбанк входит туда как акционер, он будет контролировать и производство труб, и строительство газопроводов", — добавляет Симонов.

В свою очередь, "Газстройпром" также заинтересован в том, чтобы получать трубы и сопутствующую продукцию требуемого качества, подчеркивает Симонов. В целом это позволит "Газпрому" обеспечить себе надежные поставки труб большого диаметра по приемлемым ценам.

КОНСОЛИДАЦИЯ – ПУТЬ К УСПЕХУ

Эксперты отмечают, что создание совместного промышленно-финансового холдинга группы ЧТПЗ и ЗТЗ приведет к ослаблению конкуренции между трубными компаниями, а оптимизация структуры капитала уменьшит зависимость от рыночных факторов.

"На рынке труб большого диаметра уже давно наблюдается переизбыток мощностей. Консолидация в отрасли могла бы снизить конкуренцию и повысить переговорную позицию производителей. Теоретически это может положительно сказаться на ценах", — считает старший аналитик по металлургическому сектору "Атон" Андрей Лобазов.

"Консолидация отрасли в целом имеет смысл. Вероятно, ЗТЗ теперь не будет строить свой завод, из-за этого уровень конкуренции будет меньше. У ПФГ будет больше инструментов и сил в переговорах с покупателями труб", — отмечает руководитель аналитического департамента BCS Global Markets Кирилл Чуйко.

Кроме того, в результате сделки ЗТЗ также получает доступ к налаженному производству бесшовных труб нефтяного сортамента (OCTG), считает Алексей Калачев, аналитик ИК "Финам".

"Самой востребованной номенклатурой остаются трубы для нефтегазовой промышленности, для бурения скважин. У Загорского завода был проект в 2019 году выйти на этот рынок, построить предприятие по выпуску OCTG. А тут ЧПТЗ – игрок с высокой номенклатурой, большими инвестициями в модернизацию", — сказал он.

Как отмечают эксперты, создание новой группы позволит объединить научно-технический и производственный потенциал ЧТПЗ и ЗТЗ для развития потребительских характеристик трубной продукции. Исключение пробелов в линейке продукции позволит сфокусироваться на развитии инновационных продуктов и экспорта. Спрос на ТБД на международных рынках в 2021 году оценивается в объеме более 3 млн тонн.

Источник: ПРАЙМ, 23.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики