Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые махинации Киева оплатят украинцы

Газовые махинации Киева оплатят украинцы

Заявление Тимошенко о необоснованности повышения цены газа для украинцев подразумевает не только коррупцию, но и условия МВФ. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Решение повысить цены на газ на 7% стало неожиданным для всех жителей Украины. Такое заявление сделала глава партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Депутат отметила, что решение принято "Нафтогазом Украины" - органом, который подчиняется президенту Владимиру Зеленскому. Парламентарий подчеркивает: рыночные цены на голубое топливо, наоборот, значительно снизились с начала года - со 148,3 до 56,3 доллара за тысячу кубометров газа.

Тимошенко указала: при президенте Петре Порошенко существовали "фирмы-прокладки" – посреднические компании, призванные накручивать цену на продаваемый внутренним потребителям газ. "Пришел новый президент, я от него ожидала, что он за неделю введет правило: украинский газ - украинцам, и европейский газ без наценки - украинцам, раз уж так пошло. К сожалению, остались те же самые посредники в Европе, те же самые "фирмы-прокладки", - объявила депутат.

"Действительно, цена на голубое топливо за последние полгода снизилась, - считает Перов. – И объективных причин для ее повышения для потребителей Украины вроде бы нет. С другой стороны, мы знаем, что Киев с 2014 года тесно сотрудничает с Международным валютным фондом, который в обмен на кредиты выставляет условия по проведению реформ. Примерно в таком же русле работает и Всемирный банк, также ссужающий средства Киеву.

А условием международных организаций в первую очередь является избавление от всевозможных субсидий, удешевляющих услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, а также сокращение социальных выплат и других видов поддержки. Так что вполне вероятно, что сегодняшнее повышение розничных газовых цен на Украине – решение не экономическое, а чисто политическое и продиктованное извне".

Газовой коррупции на Украине много лет

Тимошенко назвала Украину страной с самой низкой зарплатой в Европе и самыми высокими тарифами на ЖКУ. И повышение цен, по ее словам, происходит в ситуации, когда значительная часть граждан страны не в состоянии обеспечить себя продуктами питания. "Нафтогаз" увеличивает бесконечно цену на украинский газ, и люди все это потребляют", - посетовала депутат.

Несколько дней назад украинский газовый оператор объявил, что оптовая цена на газ для населения в июле выросла на 7% по сравнению с июнем, до 2,3 гривны (5,9 рубля) за кубометр. Объяснили этот шаг тем, что в силу вступают тарифы за транспортировку газа. Если раньше потребители платили по единой цене, то в ходе недавней реформы тарифы разделили – абонент платит за сам газ, а также местной компании за его доставку. Большинство украинцев ждет подорожание платежек от 1% до 22%.

"Коррупционные схемы в газовой отрасли Украины начали складываться очень давно, а в "нулевых" их даже особо не скрывали. Тогда страна получала газ напрямую у России с немалыми скидками, но все равно политики умудрялись накручивать на "фирмах-прокладках" и серых схемах доставки определенные проценты, за которые переплачивали граждане Украины. Несколько скандалов на эту тему вспыхнули при президенте Викторе Ющенко.

А после того как Порошенко официально объявил, что отказывается от газа из России и начинает его закупать в Европе, и вовсе начался расцвет коррупции в этой системе. С приходом к власти Зеленского никто не слышал, чтобы проводились громкие разоблачения и расследования в отношении организаторов этих схем. Можно предположить, что они просто перешли к новым управленцам с перераспределением финансовых потоков", - подчеркивает Перов.

За коррупцию Киева платит население

В 2019 году стало известно, что одним из требований МВФ в рамках очередной кредитной программы стало требование повысить цену газа на Украине на 20%. Кабмин страны разбил рост тарифа на несколько этапов, чтобы не создавать экономических шоков для населения. Также в рамках требований МВФ Киев должен уравнять тариф для населения и промышленности – производственный сектор всегда платил больше, а для населения цена субсидировалась.

Украинский эксперт энергорынка Валентин Землянский подсчитал: после прихода к власти Порошенко тарифы на газ в реальности выросли на тысячу процентов. В мае 2019 года цена достигла 8,2 тысячи гривен за тысячу кубов. Для сравнения: за месяц до вступления Петра Порошенко в должность президента кабинет министров порекомендовал Национальной комиссии госрегулирования энергетики поднять цены на газ для населения в среднем на 73%: до 1,2-4 тысячи гривен за тысячу кубов. Зеленский продолжил политику предшественника.

"Газ на Украине всегда был платформой для политики. Его цену, добычу, поставки, переговоры с Россией Киев традиционно политизирует и делает источником прибылей. А также сведения счетов – мы помним, как за контракт 2010 года та же Тимошенко угодила в тюрьму, из которой ее вытащил лишь очередной госпереворот. А разобраться в хитросплетении коррупционных схем газовой сферы этой страны крайне сложно.

А сейчас та же Тимошенко в очередной раз использует газовый вопрос для нападок на Зеленского и его команду, то есть в очередной раз политиков волнуют собственные цели, а не интересы населения. Логично, что платят за все эти схемы и игры элит жители Украины. Они же становятся главными пострадавшими от диктуемых МВФ реформ", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики