Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение российско-турецких энергетических проектов

Продвижение российско-турецких энергетических проектов

В ходе визита Дмитрия Медведева в Анкару планируется подписать целый ряд соглашений, касающихся сотрудничества в разных сферах экономики и политики: отмена визового режима для физических лиц, ожидаются также совместные транспортные, туристические и сельскохозяйственные проекты. Однако ключевые вопросы, как и следовало ожидать, окажутся затронуты новыми энергетическими договоренностями. Причем не атомными (вопрос о строительстве Россией АЭС в Турции) и не нефтяными (вопрос о строительстве трубопровода Самсун-Джейхан с возможным отказом РФ от конкурирующего с этим проектом нефтепровода Бургас-Александруполис) — эти вопросы для Москвы уже традиционно уступают статус «главных» газовой проблематике.

В последней «Газпрому» от Турции нужны следующие основные шаги — выдача окончательного согласия на строительство газопровода South Stream в исключительной экономической зоне этой страны в Черном море и открытие доступа российскому концерну к своим конечным потребителям.

С одной стороны, переговорные позиции Турции выглядят сильнее — ведь это именно России нужно строить South Stream (на этом продолжают настаивать российские официальные лица включая лично Владимира Путина). Анкара же, пользуясь своим «эксклюзивно выгодным» географическим положением, всегда может отвергнуть один из транзитных трубопроводных проектов через свою территорию (или свою исключительную экономическую зону) в пользу другого. Так, Турция может усилить свою и без того очевидную поддержку проекта Nabucco — тем более что есть свидетельства подвижек в деле достижения Анкарой компромиссов с Баку по условиям транзита азербайджанского газа на Запад.

С другой стороны, положение Турции как «царя транзитной горы» еще может быть поколеблено. Например, успешное продвижение проекта по слиянию «Газпрома» с «Нафтогазом» в итоге может привести к ненужности «услуг» Анкары по South Stream. А набивание цены себе как транзитера газа по Nabucco может дать новые аргументы европейским скептикам по вопросам гипотетического будущего членства мусульманской Турции в ЕС. На этом фоне России может попробовать выторговывать себе хотя бы какие-то уступки у Анкары (например, не снижать слишком резко цену на газ и не ослаблять сверх меры условия «бери или плати» в действующих контрактах).

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики