Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение российско-турецких энергетических проектов

Продвижение российско-турецких энергетических проектов

В ходе визита Дмитрия Медведева в Анкару планируется подписать целый ряд соглашений, касающихся сотрудничества в разных сферах экономики и политики: отмена визового режима для физических лиц, ожидаются также совместные транспортные, туристические и сельскохозяйственные проекты. Однако ключевые вопросы, как и следовало ожидать, окажутся затронуты новыми энергетическими договоренностями. Причем не атомными (вопрос о строительстве Россией АЭС в Турции) и не нефтяными (вопрос о строительстве трубопровода Самсун-Джейхан с возможным отказом РФ от конкурирующего с этим проектом нефтепровода Бургас-Александруполис) — эти вопросы для Москвы уже традиционно уступают статус «главных» газовой проблематике.

В последней «Газпрому» от Турции нужны следующие основные шаги — выдача окончательного согласия на строительство газопровода South Stream в исключительной экономической зоне этой страны в Черном море и открытие доступа российскому концерну к своим конечным потребителям.

С одной стороны, переговорные позиции Турции выглядят сильнее — ведь это именно России нужно строить South Stream (на этом продолжают настаивать российские официальные лица включая лично Владимира Путина). Анкара же, пользуясь своим «эксклюзивно выгодным» географическим положением, всегда может отвергнуть один из транзитных трубопроводных проектов через свою территорию (или свою исключительную экономическую зону) в пользу другого. Так, Турция может усилить свою и без того очевидную поддержку проекта Nabucco — тем более что есть свидетельства подвижек в деле достижения Анкарой компромиссов с Баку по условиям транзита азербайджанского газа на Запад.

С другой стороны, положение Турции как «царя транзитной горы» еще может быть поколеблено. Например, успешное продвижение проекта по слиянию «Газпрома» с «Нафтогазом» в итоге может привести к ненужности «услуг» Анкары по South Stream. А набивание цены себе как транзитера газа по Nabucco может дать новые аргументы европейским скептикам по вопросам гипотетического будущего членства мусульманской Турции в ЕС. На этом фоне России может попробовать выторговывать себе хотя бы какие-то уступки у Анкары (например, не снижать слишком резко цену на газ и не ослаблять сверх меры условия «бери или плати» в действующих контрактах).

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики