Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение российско-турецких энергетических проектов

Продвижение российско-турецких энергетических проектов

В ходе визита Дмитрия Медведева в Анкару планируется подписать целый ряд соглашений, касающихся сотрудничества в разных сферах экономики и политики: отмена визового режима для физических лиц, ожидаются также совместные транспортные, туристические и сельскохозяйственные проекты. Однако ключевые вопросы, как и следовало ожидать, окажутся затронуты новыми энергетическими договоренностями. Причем не атомными (вопрос о строительстве Россией АЭС в Турции) и не нефтяными (вопрос о строительстве трубопровода Самсун-Джейхан с возможным отказом РФ от конкурирующего с этим проектом нефтепровода Бургас-Александруполис) — эти вопросы для Москвы уже традиционно уступают статус «главных» газовой проблематике.

В последней «Газпрому» от Турции нужны следующие основные шаги — выдача окончательного согласия на строительство газопровода South Stream в исключительной экономической зоне этой страны в Черном море и открытие доступа российскому концерну к своим конечным потребителям.

С одной стороны, переговорные позиции Турции выглядят сильнее — ведь это именно России нужно строить South Stream (на этом продолжают настаивать российские официальные лица включая лично Владимира Путина). Анкара же, пользуясь своим «эксклюзивно выгодным» географическим положением, всегда может отвергнуть один из транзитных трубопроводных проектов через свою территорию (или свою исключительную экономическую зону) в пользу другого. Так, Турция может усилить свою и без того очевидную поддержку проекта Nabucco — тем более что есть свидетельства подвижек в деле достижения Анкарой компромиссов с Баку по условиям транзита азербайджанского газа на Запад.

С другой стороны, положение Турции как «царя транзитной горы» еще может быть поколеблено. Например, успешное продвижение проекта по слиянию «Газпрома» с «Нафтогазом» в итоге может привести к ненужности «услуг» Анкары по South Stream. А набивание цены себе как транзитера газа по Nabucco может дать новые аргументы европейским скептикам по вопросам гипотетического будущего членства мусульманской Турции в ЕС. На этом фоне России может попробовать выторговывать себе хотя бы какие-то уступки у Анкары (например, не снижать слишком резко цену на газ и не ослаблять сверх меры условия «бери или плати» в действующих контрактах).

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики