Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил 20-е место России в Европе по доступности бензина

Эксперт объяснил 20-е место России в Европе по доступности бензина

Россия, являясь нефтедобывающей страной, занимает только 20-ю строчку в рейтинге доступности бензина населению среди европейских стран, потому что у граждан относительно низкие зарплаты, а налоги на нефть слишком высокие, рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Аналитики подсчитали, как много литров бензина могут позволить купить себе граждане европейских стран и составили рейтинг по его доступности для населения. По результатам исследования на первом месте оказался Люксембург. Россия затесалась между Чехией и Грецией и заняла двадцатую строчку рейтинга. Замыкает список Украина.

«Важно учитывать то, что роль играет не только сама стоимость бензина, но и доходы населения, которые не столь большие. Потому что если мы откроем список этих стран, то встретим те, где нефть вообще не добывается, например, в Люксембурге. Зато там высокие зарплаты у гражданам, и они могут позволить себе купить импортный бензин. То есть это не значит, что наши нефтяники совсем сошли с ума и дорого продают бензин на внутренний рынок», – говорит Юшков.

Эксперт также подчеркивает, что из-за коронавируса часть населения осталась без работы, кому-то просто урезали заработную плату, что тоже отразилось на рейтинге.

«Но если мы посмотрим, почему у нас в принципе высокая стоимость бензина, и он не отдается бесплатно или по рублю, то здесь важно то, что у нас очень высокая налоговая нагрузка. То есть примерно 70%, а то и больше, от стоимости бензина – это всевозможные сборы, которые уходят в бюджет государства, либо отдельного региона», – рассказывает Юшков.

Изначально, когда нефть только добыли, продолжает эксперт, платится налог на добычу полезных ископаемых. Дальше еще идет ряд различных налогов. Затем платится акциз, что фактически является сбором с потребителя, потому что он автоматически закладывается в цену на топливо.

Он объясняет, что все эти налоги поступают в бюджет, которые в итоге являются частью зарплаты для работающих в госотрасли, поэтому здесь происходит своего рода «кругооборот денег». «И неизвестно, как было бы лучше: чтобы государство уменьшило налог, в связи с чем существенно снизились бы цены на бензин, сократилась бы стоимость доставки, товары стали бы дешевле, а значит, в этой отрасли еще больше уменьшились бы зарплаты, а также пострадали бы бюджетные средства. Или правильнее, когда государство распределяет эти деньги – вопрос остается открытым», – считает Юшков.

Немалую роль также играет экспортный паритет, когда нефтяники выбирают, куда им отправить топливо: на внутренний рынок или внешний, добавил эксперт. Но для того, чтобы они все не гнали на экспорт или не повысили цены на отечественном рынке, государство придумало такой механизм, как демпфирующая надбавка (когда на внешний рынок поставлять выгоднее, чем на внутренний, государство доплачивает нефтяникам, за счет чего цена на отечественном рынке не поднимается до экспортных цен).

Аналитики, составившие рейтинг, также заметили, что практически во всех странах в период с середины января текущего года до начала июля 2020 года цены на бензин снизились, в то время как в России стоимость 95-го бензина выросла на 1,3%.

«В других странах, где наблюдалось снижение, там топливо по большей части зависит от мировой цены на нефть. У нас же, с одной стороны, государство гарантирует, что больших всплесков цены не будет, но с другой стороны, это правило работает и в обратном направлении – существенно дешевле бензин тоже не становится. То есть все это происходит за счет демпфирующей надбавки, которая является своего рода сдерживающим фактором», – подытожил Юшков.

В конце июня – начале июля биржевая цена бензина Аи-95 пять дней подряд била рекорды по стоимости с 2018 года. Позже ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Руслан Танкаев в комментарии газете ВЗГЛЯД рассказал, что это никак не отразится на ценах на российских АЗС.

Автор: Татьяна Косолапова

Источник: Взгляд, 27.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики