Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай Россию уже не спасет

Китай Россию уже не спасет

Поворот на Восток не спасает Газпром от падения глобального спроса. Трубопровод «Сила Сибири», торжественно запущенный в конце 2019 года, с тех пор так и не вышел на запланированную мощность.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные китайской таможни, в мае холдинг прокачал по нему 281 миллион кубометров топлива; это на 12% меньше уровней первых двух месяцев работы магистрали. За первые пять месяцев 2020 года Китай закупил 1,27 миллиарда кубометров. С апреля объемы поставок держатся на уровне около девяти миллионов кубометров в сутки.

Такими темпами к концу года «Газпром» поставит 3,1 миллиарда кубометров. Это на 40% меньше общего контрактного объема (пять миллиардов кубометров) и почти на 30% меньше минимального, закрепленного по принципу «бери или плати» (4,25 миллиарда кубометров).

При этом цена у «Газпрома» в апреле и мае оказалось самой низкой среди всех поставщиков трубопроводного газа в Китай: 183—184 доллара за тысячу кубометров. Туркменский газ КНР покупала по 226 долларов за тысячу кубов, узбекский — по 212 долларов, казахский — по 192 доллара.

Зато китайцы наращивают импорт сжиженного природного газа: в мае на него пришлось три четверти всего газового импорта в страну — 7,577 миллиарда кубометров из 10,906 миллиарда. Это почти на 30% больше, чем в мае прошлого года, и немного превышает январский показатель текущего года (7,233 миллиарда). Крупнейшим поставщиком СПГ в Китай в мае стала Австралия, продавшая 2,949 миллиарда кубометров, пишет Finanz.ru.

Ничего личного

Китайцы вовсе не отказываются покупать российский газ. Они просто не спешат этого делать из чисто меркантильных соображений, никакой политики здесь нет, уверены опрошенные «Ридусом» эксперты.

Дело в том, что контракты «Газпрома» привязаны к стоимости нефти, как правило, с временным лагом примерно в полгода. То есть, зная сегодняшнюю цену на черное золото, можно предсказать, сколько будет стоить российское голубое топливо через шесть месяцев. Сейчас контрактные цены ориентируются на нефтяные котировки января и февраля, когда они достигли относительного пика (выше 70 долларов за баррель).

При этом на рынке СПГ сейчас наблюдается переизбыток предложения, потому что в 2019 году было запущено рекордное количество новых заводов, а спрос неожиданно провалился из-за пандемии. Плюс летний период, когда потребность в топливе традиционно снижается. В итоге на рынке СПГ сейчас действительно можно брать довольно дешевые партии газа, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Китай сейчас имеет возможность покупать относительно дешевый СПГ и при этом минимизировать закупки по российскому контракту. Покупать российский газ КНР будет выгодно, скорее, осенью, ближе к зиме, когда на его стоимости отразится падение цен на нефть с марта 2020 года. Поэтому, я думаю, по итогам года Китай все равно может выйти на запланированный объем отбора в пять миллиардов кубометров",прогнозирует он.

Дожить до зимы

С учетом наличия условия «бери или плати» Газпрому не столь важно, сколько Китай отбирает газа в текущий момент, полагает Юшков. Все равно холдинг свои деньги получит: даже если КНР физически не возьмет весь законтрактованный объем, большую его часть он все равно оплатит.

Но Китай мог бы покупать и больше, если бы не COVID-19 и глобальное снижение спроса. КНР, как и другие страны, в принципе сократил потребление энергии, соответственно, и газа. И поэтому теперь он может выбирать, у кого покупать топливо.

Внутреннее потребление в стране не настолько высокое, чтобы Китай скупал вообще весь газ и выбирал все объемы по своим контактам со всеми поставщиками. К тому же он и сам наращивает добычу газа, прежде всего сланцевого, по запасам которого занимает первое место в мире (1,1 триллиона кубометров). В прошлом году в КНР было добыто 175 миллиардов кубометров, на 15 миллиардов больше, чем в 2018 г.

Так что ситуация в целом на всех ключевых рынках для Газпрома далеко не радужная. Холдинг столкнулся с резким падением спроса в Европе, а поставки в Турцию и вовсе практически остановились. В самой компании ожидают падения продаж в текущем году примерно на 20%, а средней цены — до 133 долларов за тысячу кубометров, напоминает аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук.

Единственная надежда — на стабилизацию ситуации с пандемией и приближение холодного сезона. По крайней мере, рынок рассчитывает, что самочувствие мировой экономики начнет улучшаться, будет восстанавливаться потребление энергоносителей и, соответственно, вырастут цены на них. Хотя ощутимого подорожания вряд ли стоит ждать: потребители уже успели сделать запасы, и в целом спрос в ближайшее время останется достаточно низким.

Но с зимы начнется восстановление, какой-то рост мы должны увидеть в следующем году, — обнадеживает эксперт.

Автор: Екатерина Трофимова

Источник: Ридус, 28.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики