Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российским автомобилистам не хватает на бензин

Российским автомобилистам не хватает на бензин

Россия находится на 20 ступени в рейтинге доступности бензина для населения.

Об этом говорит список, составленный «РИА-Рейтинги». При его формировании исследователи опирались на средние показатели стоимости топлива во ІІ полугодии текущего года, а также на средние зарплаты по стране. Эксперты подсчитали, что за месячный заработок житель РФ может купить 924,9 л бензина по средней цене в 46,4 руб. за л. Эти цифры корректны в том случае, если брать за средний зарплатный показатель 42,9 тыс. руб. в месяц.

Такую сумму указывает Росстат в своем отчете за апрель-июнь этого года. Более доступным чем в России оказался бензин в Чехии, Казахстане, Эстонии и Словении. На верхушку списка аналитики отправили Люксембург с Норвегией и Австрией.

На второй квартал 2020-го пришелся период действия карантина, на фоне которого стоимость бензина замерла. Причиной для этого стало резкое снижение автопередвижений и, как следствие, потребления. После введения послаблений в оптовом секторе топливного рынка сложилась, кажущаяся парадоксальной, ситуация: при низких ценах на нефть стоимость бензина на бирже пошла в гору. К примеру, в Санкт-Петербурге в начале этого месяца АИ-95 в опте торговался на рекордном уровне в 60 тыс. руб. за тонну.

Одновременно цены на марки АИ-95 и АИ-92 на заправках в среднем поднялись на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее глава кабмина Михаил Мишустин поручил правительству удерживать рост топливных цен, не выпуская их за рамки годовой инфляции. Пока индекс роста потребительских расценок не переходит за 3%. Впрочем, динамика роста сигнализирует о том, что стоимость бензина в рознице быстро превысит заданные границы.

Лишь за неделю (13-17 июля) бензин АИ-92 поднялся в цене на 5 коп., составив 43,33 руб. за л. На это указывают данные ИАЦ ThomsonReutersKortes. Цена топлива марки АИ-95 увеличилась на 8 коп. (46,78 руб. за л), дизель подорожал на 1 коп. (48,16 руб. за л).

В беседе с изданием «Газета.Ru» гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что без поправки на показатели средней заработной платы, то есть номинально, бензин в РФ дешевле европейского. Но, стоит сопоставить цены с заработками населения, как доступность бензина резко идет вниз, перемещая Россию к концу рейтинга, поясняет эксперт.

Представители Российского топливного союза считают, что нынешние топливные расценки во многом обусловлены дефицитом, который был вызван резко возросшим уровнем потребления — когда карантин был снят, немало россиян-отпускников начали путешествовать по РФ на своих авто. Днем ранее руководитель РТС Евгений Аркуша направил обращение антимонопольной службе, попросив у регулятора помочь с увеличением производства и поставок бензина по различным каналам сбыта.

Также производители топлива хотят, чтобы антимонопольщики сняли запрет на ввоздешевого бензина и дизеля из-за рубежа для насыщения спросав секторе мелкого опта.

В РФ действуют слишком жесткие налоги для переработанного топлива, тот же Казахстан в этом плане куда либеральнее, и акцизы для конечного потребителя там намного ниже, отмечает старший научный сотрудник Финуниверситета, эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. В России нет как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки, за это отечественный рынок топлива нередко характеризуют как «олигопольный», то есть такой, где крупные компании попросту разделили регионы между собой, поясняет Митрахович.

Михаил Турукалов полагает, что в ближайшее время ожидать удешевления бензина не стоит. В опте топливо пока стоит очень дорого, и работа АЗС убыточна, добавляет эксперт.

По словам ведущего аналитика инвесткомпании QBF Олега Богданова, в Российской Федерации, в отличии от рынков США и Европы, стоимость топлива оторвана от глобальной конъюнктуры нефтяного сектора. Богданов добавил, что цены в России поднимаются, если производители понимают, что торговля на экспорт будет им более выгодна, вследствие чего формируется дефицит. Помимо этого, действует бюджетное правило, ослабляющее рубль: при стоимости нефти более $42 за баррель Минфин начинает скупку валюты при помощи Центробанка, рубль ослабляется, цены на бензин не успевают закрепиться, резюмирует эксперт.

Автор: Николай Новиков

Источник: Newvz.ru, 28.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики