Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российским автомобилистам не хватает на бензин

Российским автомобилистам не хватает на бензин

Россия находится на 20 ступени в рейтинге доступности бензина для населения.

Об этом говорит список, составленный «РИА-Рейтинги». При его формировании исследователи опирались на средние показатели стоимости топлива во ІІ полугодии текущего года, а также на средние зарплаты по стране. Эксперты подсчитали, что за месячный заработок житель РФ может купить 924,9 л бензина по средней цене в 46,4 руб. за л. Эти цифры корректны в том случае, если брать за средний зарплатный показатель 42,9 тыс. руб. в месяц.

Такую сумму указывает Росстат в своем отчете за апрель-июнь этого года. Более доступным чем в России оказался бензин в Чехии, Казахстане, Эстонии и Словении. На верхушку списка аналитики отправили Люксембург с Норвегией и Австрией.

На второй квартал 2020-го пришелся период действия карантина, на фоне которого стоимость бензина замерла. Причиной для этого стало резкое снижение автопередвижений и, как следствие, потребления. После введения послаблений в оптовом секторе топливного рынка сложилась, кажущаяся парадоксальной, ситуация: при низких ценах на нефть стоимость бензина на бирже пошла в гору. К примеру, в Санкт-Петербурге в начале этого месяца АИ-95 в опте торговался на рекордном уровне в 60 тыс. руб. за тонну.

Одновременно цены на марки АИ-95 и АИ-92 на заправках в среднем поднялись на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее глава кабмина Михаил Мишустин поручил правительству удерживать рост топливных цен, не выпуская их за рамки годовой инфляции. Пока индекс роста потребительских расценок не переходит за 3%. Впрочем, динамика роста сигнализирует о том, что стоимость бензина в рознице быстро превысит заданные границы.

Лишь за неделю (13-17 июля) бензин АИ-92 поднялся в цене на 5 коп., составив 43,33 руб. за л. На это указывают данные ИАЦ ThomsonReutersKortes. Цена топлива марки АИ-95 увеличилась на 8 коп. (46,78 руб. за л), дизель подорожал на 1 коп. (48,16 руб. за л).

В беседе с изданием «Газета.Ru» гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что без поправки на показатели средней заработной платы, то есть номинально, бензин в РФ дешевле европейского. Но, стоит сопоставить цены с заработками населения, как доступность бензина резко идет вниз, перемещая Россию к концу рейтинга, поясняет эксперт.

Представители Российского топливного союза считают, что нынешние топливные расценки во многом обусловлены дефицитом, который был вызван резко возросшим уровнем потребления — когда карантин был снят, немало россиян-отпускников начали путешествовать по РФ на своих авто. Днем ранее руководитель РТС Евгений Аркуша направил обращение антимонопольной службе, попросив у регулятора помочь с увеличением производства и поставок бензина по различным каналам сбыта.

Также производители топлива хотят, чтобы антимонопольщики сняли запрет на ввоздешевого бензина и дизеля из-за рубежа для насыщения спросав секторе мелкого опта.

В РФ действуют слишком жесткие налоги для переработанного топлива, тот же Казахстан в этом плане куда либеральнее, и акцизы для конечного потребителя там намного ниже, отмечает старший научный сотрудник Финуниверситета, эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. В России нет как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки, за это отечественный рынок топлива нередко характеризуют как «олигопольный», то есть такой, где крупные компании попросту разделили регионы между собой, поясняет Митрахович.

Михаил Турукалов полагает, что в ближайшее время ожидать удешевления бензина не стоит. В опте топливо пока стоит очень дорого, и работа АЗС убыточна, добавляет эксперт.

По словам ведущего аналитика инвесткомпании QBF Олега Богданова, в Российской Федерации, в отличии от рынков США и Европы, стоимость топлива оторвана от глобальной конъюнктуры нефтяного сектора. Богданов добавил, что цены в России поднимаются, если производители понимают, что торговля на экспорт будет им более выгодна, вследствие чего формируется дефицит. Помимо этого, действует бюджетное правило, ослабляющее рубль: при стоимости нефти более $42 за баррель Минфин начинает скупку валюты при помощи Центробанка, рубль ослабляется, цены на бензин не успевают закрепиться, резюмирует эксперт.

Автор: Николай Новиков

Источник: Newvz.ru, 28.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики