Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков раскрыл хитрость Польши, пожелавшей участвовать в суде по «Северному потоку-2»

Юшков раскрыл хитрость Польши, пожелавшей участвовать в суде по «Северному потоку-2»

В разбирательствах по "Северному потоку-2" Польша выступит проводником политических интересов США, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Председатель польского нефтегазового концерна PGNiG Ежи Квечиньский сообщил на своей странице в Twitter, что организация приняла решение подать в Высший суд Дюссельдорфа заявление об «активном участии в разбирательстве по делу об освобождении «Северного потока-2» от требований обновленной Газовой директивы Европейского союза. Примечательно, что в заявлении фигурирует и название компании PST, а именно PGNiG Supply & Trading. Данная организация является немецкой «дочкой» PGNiG.

Ежи Квечиньский ожидает, что активное участие польской компании в судебном разбирательстве «позволит эффективно защищать интересы» польских предприятий в частности и Польши в целом.

«Польша в данном случае выступает проводником интересов Соединенных Штатов Америки. Кроме того, в Европе эта страна хочет быть неким окном вхождения американского сжиженного природного газа. В связи с тем, что польская сторона откровенно демонстрирует политическую лояльность к США, ей делегирована роль главного критика «Северного потока-2», который постоянно вставляет палки в колеса.

Если вспомнить всю историю развития российского проекта строящегося магистрального газопровода, то можно отметить, что именно Польша всегда пыталась помешать его реализации на разных этапах, но действуя не в пользу своих интересов, а интересов Соединенных Штатов Америки. Важно понимать, что Варшава как раз заинтересована в строительстве этого газопровода, так как польская сторона получает часть газа из Германии», - рассказывает эксперт.

Получение сырья Польшей, добавляет Игорь Юшков, происходит после того, как российский газ поступает сначала в Германию по «Северному потоку-1», вследствие чего на немецком рынке образуются излишки. Поляки приобретают данные излишки на краткосрочном рынке и оставляют в Германии для тех клиентов, которые должны получить сырье транзитом через газопровод «Ямал-Европа», проходящий через Польшу.

«Далее Варшава забирает аналогичные объемы газа, оставленные немцам, на границе с Белоруссией. Благодаря этому получается, что несколько миллиардов кубометров газа в год поступают в Польшу из других стран Европейского союза.

Однако в реальности это газ из Российской Федерации, который они отбирают из транзитной трубы за счет обменных операций. Подобная схема очень выгодна для Варшавы – чем больше газопроводов приходит в Германию, тем больше образовывается излишков, с которыми можно проводить прибыльные операции. То есть для польской стороны «Северный поток-1» и «Северный поток-2» считаются необходимыми с точки зрения экономики, однако с точки зрения политической стороны якобы нет. Ведь Польша пытается продемонстрировать лояльность к Соединенным Штатам и торпедировать «Северный поток-2» с самого начала», - объясняет собеседник агентства.

Участие Польши в суде не остановит строительство

Оператор «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG, подал апелляцию в суд Дюссельдорфа на решение Федерального сетевого агентства Германии (BNA) 28 июля 2020 года после того, как в BNA отказались освободить газопровод от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. Такое решение BNA приняло в середине мая текущего года в связи с тем, что газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года и он автоматически подпадает под вступившие в силу поправки с нормами третьего энергетического пакета Евросоюза.

К тому же директива требует, чтобы входящий на территорию ЕС трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании. В Nord Stream 2 AG заявили, что «поправки к Газовой директиве являются незаконной дискриминацией».

«Когда образовывалась компания-оператор «Северного потока-2» велись споры о создании совместного предприятия. Но сейчас 95% компании-оператора принадлежат российскому «Газпрому», а остальные 5% – кредиторам.

В настоящее время речь идет не об окончании строительства в принципе – газопровод, скорее всего, достроят полностью. Актуальным остается лишь вопрос о дальнейшем использовании «Северного потока-2». Получится ли его загружать на полную мощность, или же Российской Федерации придется разрабатывать какую-то особую схему для его вывода из-под действия газовой директивы», - считает эксперт.

Ранее Польша и Украина обсудили договоренность предпринимать совместные шаги для того, чтобы не допустить окончательной реализации проекта Российской Федерации в виде строящегося магистрального газопровода в Германию через Балтийское море. Как заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в ходе двухдневного рабочего визита в Варшаву в беседе с министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем, страны обсудили взаимодействие в сфере энергетики и роль двух сторон в обеспечении энергетической безопасности Европы.

Кроме того, государства пришли к решению о дальнейшем развитии прошлогоднего трехстороннего меморандума между Украиной, Соединенными Штатами Америки и Польшей о сотрудничестве в энергетической отрасли с целью диверсификации источников энергоснабжения. По мнению представителей государств, именно «Северный поток-2» несет угрозу энергетической безопасности Европейского союза.

«Российский «Газпром» подавал апелляцию на решение Федерального сетевого агентства Германии, заявив, что газопровод был готов к 23 мая 2019 года, так как данный статус «Северный поток-2» получил с момента принятых инвестиций. Поэтому сейчас Польша решила подать заявку для того, чтобы принимать участие, видеть все документы, понимать, что происходит и реагировать на действия Высшего суда Дюссельдорфа и тем самым противостоять реализации российского проекта. Варшава намерена искать, к чему сможет придраться, и оспаривать все решения, принятые в пользу «Газпрома». Так польская сторона пытается вставить очередные палки в колеса, которые могут помешать загрузить газопровод на полную мощность в будущем.

То же самое предпринимали по отношению к продолжению «Северного потока-1». Когда он выходит на берег Германии, то разделяется на две части. Одна часть, которая положена только немецкой стороне, получила разрешение на выход из-под действия третьего энергопакета и загружена на полную мощность. Вторая часть под названием OPAL, проходящая по территории Германии в Чехию и Австрию, ограничена газовой директивой, не позволяющей загружать эту трубу более чем на 50% из-за других поставщиков. «Газпром» уже много лет с переменным успехом пытается доказать, что таковых там нет. Закончить процесс мешает польская сторона, постоянно оспаривающая действия России в суде», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 31.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики