Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Накладные усы не помогли. Почему Польше не скрыть свои планы по "Северному потоку–2"

Накладные усы не помогли. Почему Польше не скрыть свои планы по "Северному потоку–2"

Польше не дает покоя "Северный поток–2". Теперь Варшава решила помешать проекту через суд, который должен определить, будет ли освобожден газопровод от норм Третьего энергопакета или нет. Правда, сама Польша к этим разбирательствам отношения не имеет.

Польша вновь решила показать свою "важность" на энергетической площадке. Польский нефтегазовый концерн PGNIG подал в суд Дюссельдорфа заявление об "активном участии" в разбирательстве по делу об освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной Газовой директивы ЕС.

Как отметил председатель правления компании Ежи Квечиньский, "активное участие в разбирательстве позволит эффективно защищать интересы" польским предприятиям в частности и Польши в целом.

Польские хитрости

В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков рассказал, есть ли у Польши основания участвовать в суде, а также какие цели на деле преследует Варшава.

"Здесь вообще вопрос, допустят ли Польшу к рассмотрению этого дела или нет, потому что формально Варшавы это вообще не касается, это не транзит через них, это не приведет к автоматическому сокращению транзита через Польшу по газопроводу "Ямал-Европа". Там мощности разыгрываются на аукционе, и "Газпром" забронировал их и на 2020 год, и на 2021 год. Поэтому полякам в краткосрочной перспективе волноваться не надо", – отметил Юшков.

С другой стороны, очевидно, почему Варшава вмешалась в это дело. Польша, подчеркнул Юшков, всегда вставляет палки в колеса "Северному потоку–2". Даже изначально, когда только появилось желание создать совместное предприятие по проекту и продать по 10% акций пяти европейским компаниям, именно польский антимонопольный орган заблокировал сделку, сославшись на то, что это якобы окажет влияние на конкуренцию на польском рынке.

"Они абсолютно тоже самое делали и делают – не дают вывести из-под Третьего энергопакета продолжение "Северного потока–1" на территории Германии – газопровод Opal. Там тоже сначала выдали разрешение на полную загрузку, потом поляки все сорвали, потом "Газпром" опротестовал протест поляков. И теперь все продолжается", – сказал эксперт. По его мнению, на сегодняшний день та же история развивается вокруг "Северного потока–2".

"Но для того, чтобы у них [Польша] были какие-то основания на руках, чтобы понимать, какие аргументы использует оператор "Северного потока–2", какие аргументы применяет Германия, им необходимо участвовать в самом судебном разбирательстве. Вот они и подают, чтобы иметь данные для обоснованных протестных заявок против решения, если оно будет принято, вывести "Северный поток–2" из-под действия Третьего энергопакета. И конечно, чтобы продемонстрировать свою лояльность США, которые выступают главными противниками "Северного потока–2". То есть это исключительно политический момент", – сказал Юшков.

Он отметил, что фактически Польше даже выгоден "Северный поток–2", так как позволит образовываться большим излишкам на немецком рынке, которые поляки скупают и по виртуальному реверсу доставляют себе.

Шансы для "Газпрома"

Юшков заметил, что в целом выиграть суд "Газпрому" будет достаточно сложно.

"Германия до этого обозначила критерии, какие газопроводы она выводит из-под действия Третьего энергопакета. И там было условие, что, если проект к 2019 году готов, как там было обозначено, "завершен", тогда они выводят из-под действия ограничений морскую часть газопровода. Поэтому "Северный поток–1" был выведен, так как он давно уже работает. А вот "Северный поток–2" до сих пор не достроен. Однако "Газпром" настаивает на том, что "завершен" – это когда сделаны все инвестиции. А если инвестиции сделаны, то он в любом случае будет завершен – деньги есть, надо только достроить", – пояснил Юшков.

Эксперт подчеркнул, что все споры идут именно вокруг одной формулировки, в понимании которой немецкий регулятор разошелся с "Газпромом".

Источник: Baltnews.ee, 31.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики