Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Распадская» — последняя капля в чаше терпения властей

«Распадская» — последняя капля в чаше терпения властей

Депутаты Госдумы выступили с инициативой создания парламентской комиссии для изучения ситуации в угольной отрасли и подготовки соответствующих предложений для обеспечения безопасности работы шахтеров
 
Как полагает ряд депутатов, жесточайший контроль и надзор за отраслью необходим из-за нерадивости хозяев некоторых предприятий угольной промышленности.

Такова реакция Госдумы на аварию в «Распадской» — крупнейшей угольной шахте в России и, по словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, самой технически оснащенной не только в стране, но и в мире, в том числе по метанобезопасности. Впрочем, эта оснащённость не спасла от двойного взрыва метана. По предварительным данным, ущерб от аварии составляет более пяти миллиардов рублей. Причем в эту сумму вошла оценка только повреждений внутри «Распадской». Ущерб от разрушений зданий на поверхности составил еще 700 миллионов. Кроме того, эксперты прогнозируют дальнейший обвал акций компании, а также дефицит угля на российском рынке.

Трагедия на шахте «Распадская», похоже, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Премьер Владимир Путин, побывавший на месте катастрофы, пообещал сделать адекватные выводы, которые должны затронуть всю угледобывающую отрасль. Днем ранее примерно о том же говорил президент Дмитрий Медведев. В свете установок высшего руководства страны от бизнеса, как считают эксперты, потребуют инвестиций в модернизацию предприятий ради повышения безопасности труда шахтеров. Тему продолжает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Угольная промышленность всегда являлась символом частных инвестиций в отрасль. Все говорили, что частный бизнес может крупные проекты реализовывать, без участия государства поднимать из руин целые производства. И действительно, в угольной отрасли доминируют частные компании, которые вполне неплохо пережили кризис. Ключевой момент как раз и связан с тем, а занимался ли бизнес необходимыми инвестициями в обеспечение безопасности? Ведь не секрет, что частный бизнес ориентирован на получение прибыли. По официальным заверениям собственников шахты, в обеспечение систем безопасности было инвестировано порядка миллиарда долларов. Я не хочу давать каких-то оценок: были эти деньги вложены — не были вложены. Но мы видим сам факт. С этим и нужно разбираться. Потому что благополучные показатели частного бизнеса достигаются, к сожалению, оптимизацией издержек. Оптимизация издержек — вещь хорошая, вопрос только в том, не оптимизируйте ли вы те виды затрат, которые оптимизировать ни в коем случае нельзя».

По признанию многих экспертов, труд шахтёра — это опасный труд вне зависимости от его национальности. Конечно, китайский шахтёр значительно больше рискует, чем, к примеру, американский. Взрывы метана и угольной пыли на китайских шахтах ежегодно уносят около 7 тысяч жизней. Но даже при высочайших американских стандартах остаётся шанс на трагедию. Именно поэтому важны не только ассигнования в системы безопасности добычи угля, не только двойной, а то и тройной контроль работоспособности этих систем, но ещё и изменение менталитета самих работников угольной отрасли.

Шахтёр не должен быть поставлен в такую ситуацию, когда получение достойной зарплаты возможно только в случае откровенного пренебрежения к соблюдению технологической дисциплины. Во многом это вопрос руководства, которое, как иногда кажется, ставит во главу угла только прибыль. По большому счёту, такая безответственная политика сильно бьёт по самому бизнесу. Потери владельцев шахт (или, допустим, морских нефтяных платформ) от крупных катастроф значительно выше, чем потери от заблаговременного снижения нормы прибыли.

Автор: Сергей Врублевский

Источник: Голос России, 12.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики