Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша оштрафовала «Газпром» за отказ открыть конфиденциальную информацию

Польша оштрафовала «Газпром» за отказ открыть конфиденциальную информацию

Польский антимонопольный регулятор решил оштрафовать «Газпром» на 213 млн злотых (50 млн евро) за отказ предоставлять конфиденциальную информацию о финансировании «Северного потока — 2», которую потом Варшава могла использовать против проекта.

«Председатель управления по защите конкуренции и защите прав потребителей Республики Польша (UOKiK) Томаш Хрустны наложил штраф в размере почти 213 миллионов злотых на «Газпром» — это результат отсутствия сотрудничества в расследовании, проводимом в связи со строительством газопровода «Северный поток 2», — сообщили в UOKiK. Там уточнили, что обвинения в несотрудничестве польский регулятор выдвинул как «Газпрому», так и его партнерам по проекту «Северный поток — 2»: Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall.

«В ходе этого разбирательства председатель UOKiK обратился за документами, относящимися к делу также к „Газпрому“, однако компания отказалась предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства», — говорится в заявлении ведомства.

Напомним, что в 2016 году Варшава отказала российской компании, чтобы пять ее европейских партнеров вошли акционерами в Nord Stream 2 AG, которая является оператором «Северного потока — 2». Тогда Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall заключили с «Газпромом» контракты на финансирование проекта на 4,5 млрд евро, а польский регулятор объявил о начале расследования финансирования строительства газопровода без необходимого юридического разрешения. 

«На самом деле цель и совместной деятельности, и контракта о финансировании состоит в одном и том же. Они нацелены на финансирование строительства „Северного потока — 2“», — говорилось в официальном сообщении UOKiK. В рамках расследования польский регулятор потребовал у партнеров предоставить детальную информацию и первым за отказ наказал французскую Engie — почти на $ 45 млн. В июне в UOKiK рассказали, какую информацию требует регулятор. Прежде всего — это контракты на транспортировку, распределение, продажу, поставку и хранение газа. По сути, UOKiK требует конфиденциальную информацию, которая стала бы настоящей находкой для польской госкомпании PGNiG и американских компаний и дипломатов.

«Положения законодательства понятны и одинаковы для всех, однако „Газпром“ несколько раз отказывался предоставить документы, важные для проводимого нами расследования. „Газпром“ не может действовать вне закона, поэтому я возбудил против „Газпромa“ дело о наложении штрафа за непредставление информации во время проводимого разбирательства. По закону компании грозит финансовый штраф в размере до 50 млн евро», — приводила слова председателя UOKiK Томаша Хрустны пресс-служба регулятора.

Судя по заявлению польского регулятора, польских чиновников разозлил тот факт, что «Газпром» даже и не думал сотрудничать с Варшавой. И например, по информации UOKiK, даже не обращался в Минэнерго России с запросом о разрешении предоставить такую информацию польской стороне. Без одобрения министерства это делать запрещено.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечал EADaily, что Польша занимается политическим гринмейлингом проекта (корпоративным шантажом) и запрос связан не с желанием обеспечить конкуренцию на европейском газовом рынке, а предназначен лишь для того, чтобы использовать информацию для дальнейшего противодействия «Северному потоку — 2».

Источник: EADaily, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики