Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Польский антимонопольный орган возомнил себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам

Польский антимонопольный регулятор UOKiK сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Максимально возможный штраф наложен за отказ "Газпрома" предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства, пояснило ведомство.

"Газпром" ни в каких расследованиях Польши участвовать не обязан, поэтому не совсем понятно, за что Варшава его штрафует, заявил в эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Само расследование польской стороны выглядит довольно странным. "Газпром" создал оператора "Северного потока - 2" и собирался продать по 10% акций этого предприятия пяти европейским компаниям. Для этого нужно было получить разрешение антимонопольных органов каждой страны, где у этих компаний есть бизнес. Они обратились к антимонопольным органам, и все страны предоставили это разрешение. Это рутинная процедура: от того, что компании приобретут по 10% компании-оператора "Северного потока - 2", конкуренция в Европе не пострадает. Однако польский регулятор совершенно необоснованно запретил это делать", - рассказал Юшков.

Аналитик отметил, что строящийся трубопровод никак не влияет на конкуренцию на газовом рынке Польши.

"По сути те же объемы российского газа, что приходят сейчас по украинскому транзиту, просто поменяют маршрут - в рамках "Северного потока - 2" не заключается никаких новых контрактов. Поляки последовательно торпедировали "Северный поток - 2", пытаясь добиться того, чтобы он не был реализован. Отсюда и идет нынешний штраф "Газпрому", - пояснил Юшков.

По его словам, Польша оштрафовала французскую компанию Engie за то, что она кредитует "Северный поток - 2", даже не участвуя в строительстве.

"Польша сочла это тоже участием и запретила так делать, хотя с точки зрения закона никаких доказательств нет, суды не окончены и судебного решения тоже нет. В рамках судебного спора полякам надо было хоть как-то подтвердить свои позиции - с чего они вдруг штрафуют французов. Они начали требовать с "Газпрома" документы, а тот не обязан это делать и предоставлять их не стал. Теперь они за это оштрафовали "Газпром", - указал эксперт.

Юшков предположил, что "Газпром" не будет признавать этот штраф.

"Польша сначала необоснованно применила штраф к французам, а теперь - и к "Газпрому". Им надо доказывать свою правоту в суде. Польский антимонопольный орган считает себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам", - подчеркнул Юшков.

Варшава расследует создание консорциума, который ведет финансирование строительства газопровода "Северный поток - 2" без необходимого на то согласия польского регулятора. Польская сторона предъявила обвинения шести компаниям: российскому "Газпрому", французской Engie, а также Uniper, OMV, Shell и Wintershall из Голландии, то есть всем участникам строительства трубопровода.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершилось в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями.

Источник: Sputnik Латвия, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики