Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Польский антимонопольный орган возомнил себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам

Польский антимонопольный регулятор UOKiK сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Максимально возможный штраф наложен за отказ "Газпрома" предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства, пояснило ведомство.

"Газпром" ни в каких расследованиях Польши участвовать не обязан, поэтому не совсем понятно, за что Варшава его штрафует, заявил в эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Само расследование польской стороны выглядит довольно странным. "Газпром" создал оператора "Северного потока - 2" и собирался продать по 10% акций этого предприятия пяти европейским компаниям. Для этого нужно было получить разрешение антимонопольных органов каждой страны, где у этих компаний есть бизнес. Они обратились к антимонопольным органам, и все страны предоставили это разрешение. Это рутинная процедура: от того, что компании приобретут по 10% компании-оператора "Северного потока - 2", конкуренция в Европе не пострадает. Однако польский регулятор совершенно необоснованно запретил это делать", - рассказал Юшков.

Аналитик отметил, что строящийся трубопровод никак не влияет на конкуренцию на газовом рынке Польши.

"По сути те же объемы российского газа, что приходят сейчас по украинскому транзиту, просто поменяют маршрут - в рамках "Северного потока - 2" не заключается никаких новых контрактов. Поляки последовательно торпедировали "Северный поток - 2", пытаясь добиться того, чтобы он не был реализован. Отсюда и идет нынешний штраф "Газпрому", - пояснил Юшков.

По его словам, Польша оштрафовала французскую компанию Engie за то, что она кредитует "Северный поток - 2", даже не участвуя в строительстве.

"Польша сочла это тоже участием и запретила так делать, хотя с точки зрения закона никаких доказательств нет, суды не окончены и судебного решения тоже нет. В рамках судебного спора полякам надо было хоть как-то подтвердить свои позиции - с чего они вдруг штрафуют французов. Они начали требовать с "Газпрома" документы, а тот не обязан это делать и предоставлять их не стал. Теперь они за это оштрафовали "Газпром", - указал эксперт.

Юшков предположил, что "Газпром" не будет признавать этот штраф.

"Польша сначала необоснованно применила штраф к французам, а теперь - и к "Газпрому". Им надо доказывать свою правоту в суде. Польский антимонопольный орган считает себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам", - подчеркнул Юшков.

Варшава расследует создание консорциума, который ведет финансирование строительства газопровода "Северный поток - 2" без необходимого на то согласия польского регулятора. Польская сторона предъявила обвинения шести компаниям: российскому "Газпрому", французской Engie, а также Uniper, OMV, Shell и Wintershall из Голландии, то есть всем участникам строительства трубопровода.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершилось в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями.

Источник: Sputnik Латвия, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики