Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Юшков объяснил, почему "Газпром" вправе не признать штраф Польши (аудио)

Польский антимонопольный орган возомнил себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам

Польский антимонопольный регулятор UOKiK сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Максимально возможный штраф наложен за отказ "Газпрома" предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства, пояснило ведомство.

"Газпром" ни в каких расследованиях Польши участвовать не обязан, поэтому не совсем понятно, за что Варшава его штрафует, заявил в эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Само расследование польской стороны выглядит довольно странным. "Газпром" создал оператора "Северного потока - 2" и собирался продать по 10% акций этого предприятия пяти европейским компаниям. Для этого нужно было получить разрешение антимонопольных органов каждой страны, где у этих компаний есть бизнес. Они обратились к антимонопольным органам, и все страны предоставили это разрешение. Это рутинная процедура: от того, что компании приобретут по 10% компании-оператора "Северного потока - 2", конкуренция в Европе не пострадает. Однако польский регулятор совершенно необоснованно запретил это делать", - рассказал Юшков.

Аналитик отметил, что строящийся трубопровод никак не влияет на конкуренцию на газовом рынке Польши.

"По сути те же объемы российского газа, что приходят сейчас по украинскому транзиту, просто поменяют маршрут - в рамках "Северного потока - 2" не заключается никаких новых контрактов. Поляки последовательно торпедировали "Северный поток - 2", пытаясь добиться того, чтобы он не был реализован. Отсюда и идет нынешний штраф "Газпрому", - пояснил Юшков.

По его словам, Польша оштрафовала французскую компанию Engie за то, что она кредитует "Северный поток - 2", даже не участвуя в строительстве.

"Польша сочла это тоже участием и запретила так делать, хотя с точки зрения закона никаких доказательств нет, суды не окончены и судебного решения тоже нет. В рамках судебного спора полякам надо было хоть как-то подтвердить свои позиции - с чего они вдруг штрафуют французов. Они начали требовать с "Газпрома" документы, а тот не обязан это делать и предоставлять их не стал. Теперь они за это оштрафовали "Газпром", - указал эксперт.

Юшков предположил, что "Газпром" не будет признавать этот штраф.

"Польша сначала необоснованно применила штраф к французам, а теперь - и к "Газпрому". Им надо доказывать свою правоту в суде. Польский антимонопольный орган считает себя мегарегулятором и занимается явно не своим делом - не развивает конкуренцию у себя в стране, а штрафует всех подряд по политическим мотивам", - подчеркнул Юшков.

Варшава расследует создание консорциума, который ведет финансирование строительства газопровода "Северный поток - 2" без необходимого на то согласия польского регулятора. Польская сторона предъявила обвинения шести компаниям: российскому "Газпрому", французской Engie, а также Uniper, OMV, Shell и Wintershall из Голландии, то есть всем участникам строительства трубопровода.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершилось в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями.

Источник: Sputnik Латвия, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики