Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что потеряла Беларусь в поисках альтернативы российской нефти

Что потеряла Беларусь в поисках альтернативы российской нефти

В Беларуси решили заменить российских поставщиков нефти на Азербайджан и Норвегию. Но всего за полгода проект обернулся миллионными убытками, подробности выясняла корреспондент Sputnik Данара Курманова.

В начале 2020 года Беларусь стала искать замену поставщикам нефти из России. Однако эксперимент провалился: альтернативу российской нефти не нашли за пять месяцев. Об этом свидетельствует отчет по импорту Национального статистического комитета республики (Белстат).

Несмотря на заключение контрактов по поставке нефти с другими странами, с января по май текущего года Беларусь закупила около 4,1 миллиона тонн сырья у России на 689,8 миллионов долларов. При этом общая сумма расходов на импорт составила 904,8 миллиона долларов.

Почему нефтехимическая отрасль Беларуси так и не смогла заменить российских поставщиков? Ответ на этот вопрос искал Sputnik.

Суть нефтяного спора

О том, что Беларусь и Россия не смогли договориться о стоимости нефти на 2020 год, стало известно еще в январе. Беларусь отказалась платить российским компаниям премию в 10 долларов за каждую поставляемую тонну нефти.

Премией называется выгода нефтяных компаний, которая остается после продажи сырья. В нефтяной отрасли прибыль формируется за счет надбавки размером 6-10 долларов за тонну нефти. Остальные составляющие стоимости "черного золота" – это себестоимость его добычи и транспортировка.

Получается, в бюджете нефтяной компании остается только надбавка, или, как называют ее иначе, премия. Поэтому Россия считала выплату необходимой. К тому же между РФ и Беларусью отсутствует экспортная пошлина. Так что нефть для Беларуси продается существенно дешевле, чем на мировом рынке.

Сколько Беларусь переплатила за альтернативную нефть - инфографика
© SPUTNIK
Сколько Беларусь переплатила за альтернативную нефть - инфографика

Предложение российской стороны снизить размер премии до 6 долларов также не увенчалось успехом. В связи с этим поставки углеводородного сырья из РФ в Беларусь значительно снизились – в январе к соглашению с республикой пришли только компании группы "Сафмар" Михаила Гуцериева.

На фоне сокращения объемов российской нефти, поступающей в Беларусь, президент страны Александр Лукашенко поручил "Белнефтехиму" найти альтернативные источники нефти. И, казалось бы, его поручение было выполнено – в целях диверсификации поставок Беларусь договорилась о покупке нефти с Азербайджаном, Саудовской Аравией и Норвегией. Однако проект принес убытки, о чем глава Беларуси заявил сам в ходе послания парламенту 4 августа. По словам президента, из-за "нефтяных разборок с Россией" бюджет недополучил 1,5 миллиарда белорусских рублей.

Иллюзия альтернативы

Почему же попытка заменить российскую нефть не сработала? Чтобы разобраться в ситуации, Sputnik провел исследование, основываясь на отчетах Белстата и открытых данных концерна "Белнефтехим".

Дело в том, что последние годы Беларусь получала от России 24 миллиона тонн "черного золота" в год. Покрыть такие потребности с помощью других стран оказалось весьма проблематично. С января по май 2020 года Беларусь импортировала 5 миллионов тонн нефти из-за рубежа – и только 5,4% от данного числа было закуплено в Азербайджане. Еще 3,3% объема смогла обеспечить Норвегия. Саудовская Аравия и того меньше – 1,6%.

Одной из главных проблем в ходе поставок стала дорогая логистика. К примеру, чтобы получить всего 80 тысяч тонн норвежской нефти, Беларуси пришлось перевозить ее через Литву, порт Клайпеды. За транспортировку этого тонкого нефтяного ручья республика еще и заплатила по 20 долларов за тонну, что превышает стоимость российской премии в два раза.

Через Клайпеду отправили и партию нефти из Саудовской Аравии. А чтобы доставить сырье из Азербайджана, пришлось задействовать другой морской маршрут – турецкий порт Джейхан и Одессу в качестве перевалочного пункта. Все это вновь несет дополнительные расходы. Поэтому львиная доля поставок осталась за Россией – около 4,1 миллионов тонн нефти, или 82% за пять месяцев.

Все дороги ведут в Москву

Данные Белстата указывают еще на одну интересную деталь. Среди альтернативных поставщиков нефти в отчете комитета фигурируют Литва и Украина. Однако, как ранее сообщил "Белнефтехим", нефть, закупленная в Литве, оказалась российской. Просто ее приобрели через трейдеров по цене без премии и отправили в Беларусь из Клайпеды.

Так же ситуация обстоит с закупками из Украины, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. "Беларусь закупила российскую нефть и завезла ее через Украину и Литву, - пояснил он. – А в статистике она отображена как чужая".

В итоге поиски альтернативных источников обернулись для белорусского бюджета лишними расходами. Хотя с начала 2020 года Белстат не публикует объемы импортируемой нефти, их можно узнать из открытых данных "Белнефтехима". Эксперт отметил, что российская нефть обошлась бы Беларуси дешевле всего – даже с учетом премии.

"Даже если посмотреть на средние цены по странам СНГ и дальнему зарубежью, указанные в Белстате, очевидно: средняя цена за тонну нефти в ближнем зарубежье составляет 169 долларов, и ее почти полностью определяет Россия, - рассуждает Игорь Юшков. – А средняя цена по Норвегии и Саудовской Аравии – 236 долларов".

Цены растут

Анализируя разницу в ценах по каждому государству, эксперт привел следующие цифры: средняя цена российской нефти с января по май 2020 года не превышает 172,5 долларов за тонну. В то же время средняя цена азербайджанской нефти достигла 238,5 долларов за тонну, а литовские поставки обошлись Беларуси в 225 долларов за тонну нефти в среднем. Самые высокие расценки оказались у Норвегии – около 316 долларов за тонну.

Ситуацию не спас даже контракт с Саудовской Аравией, чье сырье считается одним из самых дешевых: 121,3 доллара за тонну нефти в среднем. По словам Игоря Юшкова, в марте 2020 года после отказа от продления сделки ОПЕК+ на второй квартал Саудовская Аравия предоставляла всем скидки от рыночных цен на апрель.

"Получается, Беларусь купила танкер нефти, воспользовавшись данной скидкой. Значит, цена за баррель составила немного выше, чем 16,2 доллара за баррель. Но российская нефть выходит все равно дешевле, так как в апреле российская нефть обходилась в 8 долларов за баррель", - заключил эксперт.

Сравнение средних цен на нефть позволяет выяснить, сколько Беларусь переплатила за альтернативное сырье. Республика приобрела 270 тысяч тонн нефти у Азербайджана за 64,4 миллиона долларов. Но аналогичный объем нефти можно было купить у России – за 46,6 миллиона долларов.

Идентична ситуация с Литвой, где Беларусь закупила российскую нефть с переплатой в 16,8 миллиона долларов. Самый большой показатель переплат у Норвегии – 166 тысяч тонн нефти обошлись Беларуси в 52,5 миллиона долларов, когда Россия могла продать такой же объем сырья почти на 24 миллиона долларов дешевле. Результат: 59,5 миллионов долларов переплаты в среднем, и это без учета закупок из Украины (данные по ним найти не удалось).

Источник: Sputnik Беларусь, 06.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики