Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» определяется с судами для строительства

«Газпром» определяется с судами для строительства

Каким образом компания может завершить работу над проектом «Северный поток-2»

«Газпром» столкнулся с новыми трудностями при строительстве «Северного потока-2». Проект покинула фирма «Межрегионтрубопроводстрой». В ее распоряжении было судно-трубоукладчик, способное завершить строительство. Причины такого решения в компании не объяснили. Тем временем власти США наращивают давление на подрядчиков проекта — им грозят жесткие санкции. Сможет ли «Газпром» завершить строительство в срок? Разбирался Иван Якунин. 

Расклад такой: у «Газпрома» в распоряжении было два трубоукладчика. Первый — баржа «Фортуна» — с якорной системой позиционирования, второй — «Академик Черский» — с динамической системой позиционирования. Власти Дании изначально дали разрешение только на использование таких судов, как «Академик Черский». Трубоукладчик пришел на Балтику, но работа так и не началась. Выяснилось, что «Газпром» выпрашивал разрешение на работу судов с якорной системой позиционирования, то есть таких, как «Фортуна». Возможно, потому, что «Фортуна» уже работала над «Северным потоком-2» у берегов России, а у «Академика Черского» такого опыта нет.

И буквально несколько дней назад разрешение, наконец, было получено. Можно было начинать работу. Но внезапно компания, которая управляет баржей «Фортуна», объявила о выходе из проекта. Крайне странное решение, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Возникает два варианта. Либо таким образом компания хочет уйти из-под санкций, то есть всячески отмежеваться от “Фортуны”, а на самом деле “Фортуна” будет достраивать. Либо действительно компания уйдет из этого проекта, тогда перспективы “Межрегионтрубопроводстроя” весьма туманны, потому что она в основном работала как раз на подряды “Газпрома”, и неясно, зачем ей санкций-то вообще бояться. Я думаю, что “Межрегионтрубопроводстрой” как раз относится к тому типу бизнеса, которому выгодно попасть под санкции, потому что тогда со стороны государства заказов станет еще больше».

«Межрегионтрубопроводстрой» держал «Фортуну» в аренде, значит, «Газпром» теоретически может попросить владельца баржи переуступить ее и закончить строительство. Много времени не потребуется: по оценкам издания ICIS, если «Фортуна» и «Академик Черский» будут работать вместе, они закончат проект за 53 дня — там осталось всего 7% работ. Но способен ли «Академик Черский» работать на таком объекте и на таких глубинах, никто не знает.

Более того, работу нужно будет застраховать, а новый американский санкционный пакет, который недавно одобрил Сенат США, подводит под санкции и страховые компании, занятые на «Северном потоке-2». Но если поторопиться, шанс есть, говорит партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Проблемы со страховкой могут возникнуть, если до конца года, как ожидается, в октябре, Соединенные Штаты примут новый вариант закона о санкциях, где указывается, что санкциям могут подвергнуть не только владельцев судна, укладывающего трубы для “Северного потока-2”, но также компании, которые страхуют эти операции. Это будущая серия возможных санкций».

Власти США обновляют санкции в отношении «Северного потока-2» с завидной скоростью. Помимо ограничений, которые могут отпугнуть страховые компании, есть еще закон CAATSA, который гипотетически можно применить к любому партнеру проекта. По документу подрядчику грозит заморозка активов в США, отказ в выдаче виз для менеджмента и запрет на получение услуг в банковской и финансовой сферах. В операторе «Северного потока-2», компании Nord Stream 2 AG “Ъ FM” сообщили, что это может затронуть 120 компаний из 12 европейских стран. И помешать работе инфраструктуры стоимостью €12 млрд.

Помимо этого, Дональд Трамп решил наказать персонально Германию и вывести оттуда 12 тыс. американских солдат якобы за то, что Берлин не делает отчислений в НАТО. Операция для США дорогостоящая, но принципиальная. Сам президент США говорил об этом очень эмоционально: «Германия — это преступник, они не платят свои взносы в НАТО годами. Наши силы там, чтобы защищать Европу, защищать Германию — так? И Германия должна за это платить, а она не платит. Почему тогда бойцы должны там оставаться? Мы больше не хотим быть молокососами. Мы отзываем войска, потому что они не платят по счетам. Все просто — они преступники».

Так или иначе, все эти действия способны замедлить ввод газопровода в эксплуатацию. А ставки сейчас очень высоки: президент Владимир Путин обещал, что проект будет готов в конце этого года или в первом квартале следующего. Произошло это после того, как глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что компания сможет достроить трубу своими силами.

Прежде из-за санкционных рисков от работы на «Северном потоке-2» отказалась только одна компания — швейцарская Allseas, которая занималась укладкой труб. После ее выхода из проекта работы остановились на восемь месяцев.

Автор: Иван Якунин

Источник: Коммерсантъ FM, 06.08.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики