Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба "Северного потока-2" решится в сентябре

Судьба "Северного потока-2" решится в сентябре

Не успело официально вступить в силу разрешение датского регулятора на строительство "Северного потока-2", как в дело вмешались новые препоны. По данным РБК, арендатор баржи-трубоукладчика "Фортуна", которая отвечает техническим требованиям для достройки "Северного потока 2", не принимает и не намерена принимать участия в работах по укладке газопровода в Балтийском море.

Арендатор — компания "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС) — не намерена предоставлять баржу для достройки российского газопровода, ставшего мишенью американских санкций. "Акционерное общество "Межрегионтрубопроводстрой" не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи "Фортуна" или иным образом", — цитирует издание официального представителя компании.

МРТС также подчеркивает, что никогда не являлась собственником баржи "Фортуна", а арендует ее "по договору бербоут-чартера для использования в других проектах".

"Фортуна" – один из возможных вариантов достройки трубопровода после объявления новых американских санкций и отказа прежних подрядчиков – швейцарской Allseas – продолжать работы. Предполагалось использование этого якорного трубоукладчика в сопровождении другого судна — с системой динамического позиционирования, которая способна удерживать судно в нужной точке без якорей и швартовки.

Я НЕ Я, И БАРЖА НЕ МОЯ

Второй кандидат — трубоукладчик "Академик Черский" – обладает именно динамической системой позиционирования. "Тот факт, что оба судна достаточно долго стояли в Мукране, а сейчас в Ростоке, говорит о том, что предполагалось задействовать их совместно. На "Фортуне" есть сварочное оборудование, которое уже настроено под "Северный поток-2", поскольку судно выполняло работы на российском участке, а "Черскому" проще укладывать трубы на глубине", — рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Поэтому в информации о том, что МРТС не собственник, как все думали раньше, а арендатор баржи, много неясного. Они сообщили, что судно будет задействовано для других проектов, но не оговорили, что его не будут использовать для "Северного потока-2". Между тем, по сути, других заказчиков, кроме "Газпрома" у баржи и МРТС нет.

"Получается, что я не я, и баржа не моя. Явно эти телодвижения начаты, чтобы не попасть в санкционные списки США, как уже пытаются сделать с "Черским", переписывая его на самарский фонд. Подобным фондам не страшны санкции: не факт, что у них есть имущество, которое могут арестовать в США и операции в долларах", — предположил эксперт.

С такой точкой зрения согласен и главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов. "Ключевой момент в этой истории с якобы отказом то, что МРТС является арендатором баржи, она ее арендует "по договору бербоут-чартера для использования в других проектах". Соответственно, как арендатор баржи для собственных нужд она и не должна предоставлять ее для использования в достройке оставшихся 160 км "Северного потока-2" по дну Балтики", — считает он.

Соответственно, нет оснований полагать, что данная баржа не будет использоваться для завершения проекта – ее могут просто из одной аренды передать в другую для более пригодной компании, которая не боится подпасть под санкции.

ЖДЕМ СЕНТЯБРЯ

При этом, по оценке экспертов, альтернативных вариантов для достройки трубопровода по части спецсудов у "Газпрома" пока не наблюдается. По наиболее адекватному сценарию "Фортуна" должна работать в связке с "Академиком Черским", поскольку отдельно оба этих судна пока технически не совершенны для завершения трубопровода. Помимо этого, "Газпрому" необходимо будет привлекать еще два судна снабжения – "Остап Шеремет" и "Иван Сидоренко", которые будут подвозить трубы, рассказал Антонов.

По мнению Юшкова, в течение одной-двух недель должна наступить ясность по поводу завершения строительства. Тот факт, что "Академик Черский" не приступил к укладке труб сразу, может говорить о том, что он настроен на сварку труб меньшего диаметра, как на Сахалине, где судно работало до этого. Либо все же он будет использован совместно с "Фортуной", либо найдется другая баржа – за МРТС подобных числится три. То, что суда снабжения тоже перевели на сторонние компании, означает, что оператор проекта выбрал эту тактику для всех участников, и будет продолжать в том же духе.

"Если до начала сентября прокладка труб не возобновится, будет ясно, что со строительством возникли проблемы и срок запуска в строй – 1 квартал 2021 год – который обозначили президент и "Газпром", может быть сорван", — заключил он.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 05.08.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики