Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба "Северного потока-2" решится в сентябре

Судьба "Северного потока-2" решится в сентябре

Не успело официально вступить в силу разрешение датского регулятора на строительство "Северного потока-2", как в дело вмешались новые препоны. По данным РБК, арендатор баржи-трубоукладчика "Фортуна", которая отвечает техническим требованиям для достройки "Северного потока 2", не принимает и не намерена принимать участия в работах по укладке газопровода в Балтийском море.

Арендатор — компания "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС) — не намерена предоставлять баржу для достройки российского газопровода, ставшего мишенью американских санкций. "Акционерное общество "Межрегионтрубопроводстрой" не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи "Фортуна" или иным образом", — цитирует издание официального представителя компании.

МРТС также подчеркивает, что никогда не являлась собственником баржи "Фортуна", а арендует ее "по договору бербоут-чартера для использования в других проектах".

"Фортуна" – один из возможных вариантов достройки трубопровода после объявления новых американских санкций и отказа прежних подрядчиков – швейцарской Allseas – продолжать работы. Предполагалось использование этого якорного трубоукладчика в сопровождении другого судна — с системой динамического позиционирования, которая способна удерживать судно в нужной точке без якорей и швартовки.

Я НЕ Я, И БАРЖА НЕ МОЯ

Второй кандидат — трубоукладчик "Академик Черский" – обладает именно динамической системой позиционирования. "Тот факт, что оба судна достаточно долго стояли в Мукране, а сейчас в Ростоке, говорит о том, что предполагалось задействовать их совместно. На "Фортуне" есть сварочное оборудование, которое уже настроено под "Северный поток-2", поскольку судно выполняло работы на российском участке, а "Черскому" проще укладывать трубы на глубине", — рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Поэтому в информации о том, что МРТС не собственник, как все думали раньше, а арендатор баржи, много неясного. Они сообщили, что судно будет задействовано для других проектов, но не оговорили, что его не будут использовать для "Северного потока-2". Между тем, по сути, других заказчиков, кроме "Газпрома" у баржи и МРТС нет.

"Получается, что я не я, и баржа не моя. Явно эти телодвижения начаты, чтобы не попасть в санкционные списки США, как уже пытаются сделать с "Черским", переписывая его на самарский фонд. Подобным фондам не страшны санкции: не факт, что у них есть имущество, которое могут арестовать в США и операции в долларах", — предположил эксперт.

С такой точкой зрения согласен и главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов. "Ключевой момент в этой истории с якобы отказом то, что МРТС является арендатором баржи, она ее арендует "по договору бербоут-чартера для использования в других проектах". Соответственно, как арендатор баржи для собственных нужд она и не должна предоставлять ее для использования в достройке оставшихся 160 км "Северного потока-2" по дну Балтики", — считает он.

Соответственно, нет оснований полагать, что данная баржа не будет использоваться для завершения проекта – ее могут просто из одной аренды передать в другую для более пригодной компании, которая не боится подпасть под санкции.

ЖДЕМ СЕНТЯБРЯ

При этом, по оценке экспертов, альтернативных вариантов для достройки трубопровода по части спецсудов у "Газпрома" пока не наблюдается. По наиболее адекватному сценарию "Фортуна" должна работать в связке с "Академиком Черским", поскольку отдельно оба этих судна пока технически не совершенны для завершения трубопровода. Помимо этого, "Газпрому" необходимо будет привлекать еще два судна снабжения – "Остап Шеремет" и "Иван Сидоренко", которые будут подвозить трубы, рассказал Антонов.

По мнению Юшкова, в течение одной-двух недель должна наступить ясность по поводу завершения строительства. Тот факт, что "Академик Черский" не приступил к укладке труб сразу, может говорить о том, что он настроен на сварку труб меньшего диаметра, как на Сахалине, где судно работало до этого. Либо все же он будет использован совместно с "Фортуной", либо найдется другая баржа – за МРТС подобных числится три. То, что суда снабжения тоже перевели на сторонние компании, означает, что оператор проекта выбрал эту тактику для всех участников, и будет продолжать в том же духе.

"Если до начала сентября прокладка труб не возобновится, будет ясно, что со строительством возникли проблемы и срок запуска в строй – 1 квартал 2021 год – который обозначили президент и "Газпром", может быть сорван", — заключил он.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 05.08.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики