Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра в антимонополию: ФАС хотят отодвинуть от тарифа на доставку газа

Игра в антимонополию: ФАС хотят отодвинуть от тарифа на доставку газа

В Совфеде считают, что нынешнее ценообразование непрозрачно и лучше отдать его на уровень субъектов

В Совфеде попросили лишить ФАС права определять тарифы на транспортировку газа в субъектах. Эти полномочия предлагается передать на уровень региональных регуляторов. Автором реформы ценообразования выступил председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов — он обратился с пакетом инициатив к помощнику президента Максиму Орешкину и главе Минэнерго Александру Новаку (письма есть у «Известий»). По мнению сенатора, тарифы от ФАС грозят газораспределительным компаниям финансовыми проблемами. Менять систему определения цен нецелесообразно, полагают эксперты. В этом случае потребители газа могут столкнуться с ростом его стоимости.

Ближе к трубе

ФАС не учитывает региональную специфику деятельности газораспределительных организаций в определении тарифов на транспортировку топлива: разную стоимость работ и услуг, условия привлечения персонала и так далее, пишет Андрей Кутепов Максиму Орешкину и Александру Новаку. В целом ценообразование антимонопольного органа непрозрачно, например, отсутствует нормативно определенный подход к обоснованию арендной платы за газопроводы «Газпрома», не учитываются расходы поставщиков на добровольное медицинское и пенсионное страхование, отметил сенатор.

Такой подход ФАС ведет к ухудшению финансового состояния газораспределительных организаций, поэтому целесообразно передать полномочия по определению тарифов на транспортировку голубого топлива на уровень субъектов: профильных региональных комитетов или ведомств, предлагает Андрей Кутепов.

«Известия» направили запрос в Минэнерго и ФАС с просьбой прокомментировать предложения председателя комитета СФ.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

ФАС определяет тарифы на транспортировку газа только по трубам «Газпрома», стоимость доставки независимыми поставщиками не регулируется. Компания — крупнейший игрок рынка, но не абсолютный монополист. По последним оценкам антимонопольного органа, примерно 90% протяженности газопроводов принадлежит «Газпрому». Кроме него в России действуют около 20 других небольших собственников магистральных сетей в различных регионах. Однако на рынке непосредственно внутреннего транзита доля газпромовского газа — около 2/3.

Расчетом тарифа на топливо монополиста для конечного потребителя также ведает ФАС. Расходы на транспортировку заложены в формулу. 

 

Не повышения ради

Инициатива не направлена на то, чтобы газораспределительные компании получили пространство для повышения тарифа на доставку, заверил «Известия» Андрей Кутепов. Речь о том, что антимонопольный орган не учитывает региональные особенности, а не о заниженности цен на транспортировку, пояснил он.

Впрочем, даже если логистические организации получат возможность увеличить цену на свои услуги, это не обязательно отразится на стоимости газа для конечного потребителя, уточнил сенатор.

За любой рост цен на промежуточные услуги, в том числе, логистику, всегда расплачивается потребитель, отметил руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. Если инициатива отдать на откуп регионам регулирование тарифов на транспортировку будет одобрена, то цены на газ, на подключение к сетям могут вырасти, считает он.

Если население и не пострадает, поскольку цену для граждан редко можно проиндексировать серьезно выше инфляции, то независимые поставщики газа действительно могут столкнуться с финансовыми трудностями. В конечном счете рост расходов на транспортировку приведет к удорожанию программы газификации и замедлит ее реализацию, предупредил Алексей Громов. Главным бенефициаром либерализации регулирования станут региональные бюджеты: они смогут продавить повышение стоимости доставки газа и в результате обеспечить дополнительный приток средств в казну, в том числе из прибыли «дочек» «Газпрома», резюмировал специалист.

В нынешних условиях говорить о повышении тарифа, тем более для населения — крайне маловероятно, это было бы кощунством, добавил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Рост цен для бизнеса, закупающего топливо у независимых производителей газа — более реален, отметил он. Они будут больше платить за доставку, что отразится на конечной стоимости газа.

Более того, независимым производителям станет тяжелее конкурировать с монополистом, добавил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Частные поставщики отняли у «Газпрома» значительную долю рынка промышленных потребителей благодаря скидкам к конечному тарифу на газ. С одной стороны, гигант не мог демпинговать, а с другой, не мог увеличить стоимость транспортировки, чтобы надавить на расходы независимых производителей. Если цены логистики вырастут, они уже не смогут предложить клиентам конкурентоспособных скидок.

Рост оптовых цен на газ, предназначенный для реализации населению, в этом году произошел с 1 августа — они увеличились в среднем по всем регионам на 3%. Летом 2019 года служба утвердила повышение тарифов с 1 июля на 1,4%. В июле 2018 года цены были проиндексированы на 3,4%.

Повышение оптовых внутренних цен на природный газ и тарифов на его транспортировку частично компенсируют непростое финансовое состояние «Газпрома» и его дочерних предприятий, добавил заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии Игбал Гулиев. По его мнению, вполне нормально, если напряженная ситуация на мировом газовом рынке частично будет компенсирована за счет незначительного повышения внутренних цен на газ.

«Газпром» получил квартальный убыток впервые за пять лет, следует из отчетности компании по международным стандартам за январь–март 2020 года. Монополист ушел в минус на 116 млрд рублей, по сравнению с чистой прибылью в 536 млрд рублей годом ранее. Выручка от продаж за I квартал снизилась на 24% до 1,74 трлн рублей, чистый долг вырос с начала года на 18% и на 31 марта составил 3,74 трлн рублей.

В пресс-службе компании не ответили на вопросы «Известий» о том, следует ли передавать определение тарифов от ФАС региональным регуляторам и как рост стоимости транспортировки может отразиться на цене газа для конечного потребителя.

Автор: Дмитрий Гринкевич

Источник: Известия, 05.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики