Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: страны ОПЕК+ достигли основной цели

Юшков: страны ОПЕК+ достигли основной цели

Благодаря возобновлению сделки ОПЕК+ сокращение объемов добычи нефти на 9,2 млн баррелей в сутки в июле произошло планово, безболезненно и постепенно, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Страны, принимавшие участие в соглашении ОПЕК+, недовыполнили его на 0,5 млн баррелей в сутки, исполнив сделку на 95% в июле 2020 года против 107% в июне 2020 года. Всего, как заявил ТАСС источник в техническом комитете ОПЕК+, государствам удалось убрать с рынка около 9,2 млн баррелей в сутки.

Отдельно десять членов картеля ОПЕК в июне текущего года выполнили соглашение на 112% от плана за счет дополнительного и добровольного сокращения добычи нефти в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Кувейте. При этом Иран, Ливия и Венесуэла освобождены от обязательств. В июле 2020 года все страны вернулись к оговоренным в соглашении ОПЕК+ квотам.

«Я думаю, уже можно подвести определенные итоги. Изначально сделка ОПЕК+ заключалась для того, чтобы не допустить коллапса в мировой энергетической отрасли. Как мы помним, еще в мае 2020 года на рынком нависла угроза переполнения хранилищ абсолютно во всех странах. В начале пандемии коронавирусной инфекции переизбыток предложения был огромный – он и создавал риск переполнения.

При развитии подобного сценария государствам пришлось бы останавливать добычу гораздо в больших объемах и организовывать этот процесс очень быстро. Все происходило бы хаотично, незапланированно и привело бы к неизвестным последствиям и остановке месторождения», - рассказывает эксперт.

Отстающим государством остался Габон, сумевший сократить добычу в июле только на 3% от установленного плана, не придавая значения договоренностям о компенсации отставания. После него следуют Конго с 54% от плана, а также Экваториальная Гвинея с 66%.

На 85% от плана выполнили соглашение Ирак и Нигерия, сократив отставание от графика. Самые высокие показатели исполнения – 103% от плана – у Саудовской Аравии и Кувейта в 101% от плана. Российская Федерация, в свою очередь, сократила добычу нефти на 2,409 млн баррелей в сутки и выполнила соглашение на 96%. Отметим, что страны, не вошедшие в соглашение ОПЕК+, снижали добычу нефти в июле также на 96% от плана.

«Благодаря возобновлению сделки ОПЕК+ сокращение объемов добычи нефти произошло планово, безболезненно и постепенно. Поэтому страны смогли достичь первоначально поставленной цели в виде недопущения переполнения всех хранилищ в мире.

Кроме того, исполнение государствами всех условий данного соглашения позволило убрать с рынка энергоресурсов лишние объемы нефти, что способствовало восстановлению ее стоимости до более или менее приемлемых уровней. В марте-мае мы видели около $10 за баррель, сейчас цена достигает $40 за баррель и держится стабильно», - объясняет собеседник агентства.

ОПЕК+ сможет контролировать рынок дальше

Соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти в обновленном виде действует с мая 2020 года. До конца июля страны альянса сокращали производство нефти на 9,7 млн баррелей в сутки. В рамках договоренности квота каждой страны была сокращена от базового уровня на 23%. Однако с августа текущего года ограничения смягчились и до конца 2020 года под сокращение попадает только 7,7 млн баррелей в сутки.

Вследствие чего глава министерства энергетики Александр Новак заявлял, что Российская Федерация с августа может нарастить добычу нефти на 0,4-0,5 млн баррелей в сутки после сокращения на 2,5 млн баррелей в сутки за период с мая по июль 2020 года.

Следующее заседание комитета ОПЕК+ вне ОПЕК состоится 19 августа 2020 года. В экспертном сообществе ожидают, что призывов к дополнительному сокращению добычи нефти на этот раз не будет. Ранее ОПЕК понизила прогноз по мировому спросу на нефть на 2020 год, предположив, что мировой спрос на нефть продолжит падать, но уже в следующем году сможет вырасти на 7 млн баррелей.

«Сделка ОПЕК+ безусловно помогает государствам стабилизировать рынок энергоресурсов, но возникает вопрос о том, как он будет вести себя дальше и какие цели поставят перед собой страны теперь. С одной стороны, они могут постепенно увеличивать квоту на добычу, что сохранило бы стоимость нефти в коридоре от $40 до $50 за баррель.

Такой вариант можно назвать наиболее целесообразным, несмотря на то что он не позволил бы странам существенно заработать. Однако так можно увеличить свою добычу и сдерживать ее в Соединенных Штатах Америки, где при уровне стоимости до $50 за баррель сохраняются проблемы у очень многих сланцевых проектов», - объяснил эксперт.

С другой стороны, ОПЕК+ могла бы предпочесть тактику сдерживания объемов добычи для завышения цен. За это выступает Саудовская Аравия, государственный бюджет которой верстается при стоимости нефти более $80 за баррель. Этот нюанс, говорит Игорь Юшков, не исключает, что саудиты начнут просить сдерживания добычи для получения возможности прибыли.

«При реализации такого сценария мы сыграли бы на руку Соединенным Штатам за счет того, что другие страны стали бы добывать мало, провоцируя рост цен на свои продукты и поднимая рентабельность американских проектов. Тогда бы вместо нас добычу увеличили США.

Поэтому стратегически участникам соглашения ОПЕК+ важно сдерживать помимо объемов добычи и стоимость нефти на том уровне, который устроит всех. В этом случае американские сланцевые проекты не смогут увеличить добычу. Думаю, что данный сценарий наиболее привлекателен для Российской Федерации», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 17.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики