Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович обозначил риски ОПЕК+

Митрахович обозначил риски ОПЕК+

Перспективы ОПЕК+ зависят от того, как будет развиваться ситуация на нефтяном рынке, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По судьбе ОПЕК+ существуют вопросы

Президент РФ Владимир Путин провел встречу с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, на которой он заявил, что ограничения сделки ОПЕК+ «в какой-то момент будут сняты», поэтому российская экономика и нефтяная отрасль должны быть готовы к данному сценарию.

В настоящее время действует второй вариант сделки ОПЕК+, согласно которому Россия и картель ОПЕК согласились снизить добычу нефти на 10 млн баррелей в сутки, начиная с 1 мая 2020 года. На долю России приходится снижение добычи на более чем 2 млн баррелей в сутки.

Это была вынужденная мера, которая должна была стабилизировать мировой рынок нефти, решить проблему перепроизводства и резкого снижения нефтяных цен – российская марка Urals в Европе в моменте доходила до 8 долларов за баррель.

Российский лидер ранее не высказывался так про ОПЕК+ и не говорил публично, что это соглашение в будущем может быть отменено.

Данное заявление является свидетельством того, что в Кремле воспринимают соглашение ОПЕК+ в качестве временной меры, рассчитанной на удержание мирового рынка нефти в период «коронакризиса» и частичной остановки мировой экономики.

Тем более это было сказано на встрече с главой «Роснефти», который не раз говорил, что соглашение ОПЕК+ и любые внешние ограничения на добычу нефти не выгодны России. Из-за этого в марте Москва отказалась удовлетворить ультиматум саудитов.

«Я полагаю, что наши руководители до сих пор сами не определились, как в этой ситуации лучше действовать. То, что эта фраза прозвучала на встрече президента РФ с Сечиным, демонстрирует, что сечинское предложение считать ОПЕК+ временным соглашением и стратегически не очень нужным, до сих пор является сильным», - констатирует Митрахович.

На этот счет существуют разные мнения, но Кремль обращает особое внимание на позицию руководства главной нефтяной компании РФ.

«В соглашении ОПЕК+ присутствуют негативные черты, которые оттуда не уходят. Это проблема картеля, поскольку, когда он работает, то игроки внутри него начинают завидовать тем, кто вне его», - заключает Митрахович.

Основную нагрузку в регулировании нефтяного рынка несут участники соглашения ОПЕК+, а реальный материальный эффект имеют все производители в мире. Естественно, участникам соглашения, включая РФ, не очень нравится такая ситуация.

Из-за этого появился тезис, что России не стоит связывать себя ограничениями на добычу, поскольку ОПЕК+ покрывает только 40% мирового производства нефти, а значит дает фору независимым игрокам рынка.

Благодаря первому варианту ОПЕК+, подписанному в декабре 2016 года, не только ожило американское сланцевое производство, но и достигло пиковых показателей – в 2019 году суммарная добыча нефти в США зашкалила за 13 млн баррелей в сутки.

Из-за этого в «Роснефти» полагают, что ограничения на добычу во время стабильной ситуации в мировой экономике не выгодны России.

«Вне сомнения, те страны, которые вне ОПЕК+, имеют больше возможностей для увеличения добычи нефти. В результате возникла куча безбилетников: США, Канада, Великобритания, Бразилия, Норвегия и т.д. Поэтому не исключено, что наличие безбилетников на нефтяном рынке станет доминирующим фактором по будущему ОПЕК+», - резюмирует Митрахович.

Доводы «Роснефти» не являются уникальными – так мыслят многие наши партнеры по ОПЕК+, поэтому данный аспект продолжит всплывать и оказывать качественное влияние на судьбу данного международного соглашения.

Отказ от ОПЕК+ возможен в перспективе

«С другой стороны, отказ от ОПЕК+ может привести к низким ценам. Это не единственная причина, что нефтяные цены в марте просели на 30%, но это тоже сыграло свою роль. Поэтому нам тяжело будет жить в условиях цен, которые были в начале апреля. Тогда цены на нашу нефть доходили до 8 долларов за баррель, как при позднем Борисе Ельцине», - констатирует Митрахович.

Такая ситуация для России является потенциально болезненной, поэтому в данной истории многое поставлено на карту.

«Сейчас Москва пытается маневрировать и смотреть за развитием ситуации, но я не думаю, что ОПЕК+ – это навечно. Тем более партнеры России по соглашению также ведут свою политику. Саудовская Аравия объявила на сентябрь цены на нефть. Они снижены в Средиземноморье, ЕС и Юго-Восточной Азии, поэтому аудиты снова начинают демпинг», - резюмирует Митрахович.

Именно демпинг цен был инструментом давления саудитов на Россию после того, как Москва и Эр-Рияд не договорились в марте. Теперь саудиты снова возвращаются к данной политике и пытаются выбить себе новые рынки сбыта в мире.

«Поэтому ОПЕК+ не может быть достаточным инструментом для решения проблем, которые существуют на рынке. Оно рассчитано на 2 года, поэтому через год-полтора политика России и других стран может изменится», - заключает Митрахович.

Альтернативой отмены ОПЕК+ может выступить введение послаблений, но по этому вопросу сторонам будет сложно договориться.

«Такой вариант не исключен, особенно если мы увидим, что у наших конкурентов по нефтяному рынку в ближайшие месяцы будет расти добыча, а пока в мире падение потребления составляет 10% от показателя начала марта», - констатирует Митрахович.

В Азии ситуация почти восстановилась, в Европе и США идут позитивные изменения, выражающиеся в росте спроса.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики