Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газификация России — вопрос не экономики, а социальной справедливости»

«Газификация России — вопрос не экономики, а социальной справедливости»

Подключение к газовым сетям станет для россиян бесплатным, а половину стоимости перевода транспорта на газ оплачивает бюджет и «Газпром». При сохранении низких цен на газ во всем мире такая активность может выглядеть как попытка компании компенсировать падение экспорта за счет увеличения продаж на внутреннем рынке. Главным препятствием остаются затраты на газификацию и подключение потребителей.

Более половины добываемого газа «Газпром» продает в России. «Внутренний рынок для «Газпрома» сейчас более перспективен, чем внешние рынки: Европа и Китай. Цены на газ на экспортных направлениях снизились в два-три раза по сравнению с прошлым годом, сократились и объемы закупок российского сырья, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он отмечает, что «Газпром» продает природный газ за границу по цене около $ 80 за тысячу кубометров при себестоимости экспорта примерно в $ 110. В России средняя цена газа составляет больше $ 65, однако с нее не платится экспортная пошлина и нет затрат на международный транзит. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что для «Газпрома» внутренний рынок газа давно является рентабельным. «Если раньше руководство компании говорило, что внутренний рынок для него только элемент социальной ответственности, и они были бы рады его на кого-то другого переложить, то теперь такого нет. Конечно, население для „Газпрома“ является проблемным клиентом. Но не потому что среди населения есть неплательщики. Основную долю неплатежей формирует Минобороны и отдельные тепловые котельные. Проблема в том, что „Газпром“ для населения выступает гарантирующим поставщиком. Плюс — у населения нестабильное потребление. Получается, что „Газпром“ обязан весь год держать в резервах огромные мощности по добыче газа и запускать их только на непродолжительное время зимой, когда ударит сильный мороз и спрос на газ резко возрастает. Это существенно понижает эффективность компании. Но то, что на внутреннем рынке сейчас можно заработать больше, чем в Европе, для „Газпрома“ факт», — говорит эксперт.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что строить прогнозы, насколько газификация поможет «Газпрому» компенсировать снижение спроса на внешних рынках, сложно. «Ведь все еще будет зависеть от темпов газификации страны, тарифов для населения и предприятий, создания инфраструктуры и т. д. И внешний спрос также может вырасти в ближайшее время по мере выхода глобальной экономики из кризиса, а значит, вырастут и экспортные поставки сырья», — говорит эксперт.

Основной проблемой расширения внутреннего рынка остается инфраструктура и стоимость подключения. По данным «Газпрома», Россия газифицирована на 70%. В июне президент России Владимир Путин поручил довести ее в два этапа, до 2024-го и 2030 года, до 83%. При этом глава государства распорядился найти источники финансирования, чтобы сделать поключение россиян к газу бесплатнымПо данным РБК, в среднем оно сейчас обходится в 400 тыс. рублей на домовладение, но доходит в зависимости от региона и до 600 тыс. рублей.

И сейчас вопрос состоит в том, на чьи плечи лягут затраты. Партия «Единая Россия» предлагает возложить все затраты по подключению граждан к сетям на «Газпром», а взамен предоставить компании льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) либо за счет выпуска бессрочных облигаций, сообщили источники агентству РБК. По предварительным оценкам, «Газпрому» потребуется компенсация в размере около 2 трлн рублей. 

Сама же компания предлагает переложить на бюджет затраты по самой газификации, включив ее в список нацпроектов. О таком предложении сообщают РИА Новости со ссылкой на главу дочерней структуры концерна «Газпром межрегионгаз» Сергея Густова.

«В случае с идеей подключения населения к газопроводам за счет „Газпрома“ получается, что больше выигрывает государство, а не компания. Компания, хоть и принадлежит государству, не хочет тратить свои средства. А государство в случае роста газификации получит снижение протестных настроений. Ведь газоснабжение в России вопрос не только экономический, а, скорее, вопрос социальной справедливости. Для государства подключение к газопроводам является инструментом, которым можно довольно легко и быстро существенно улучшить качество жизни людей. Поэтому мы видим очень правильные инициативы — переложить финансирование строительства, например, внутрипоселковых газопроводов с местных и региональных бюджетов на „Газпром“ или федеральный бюджет. Или разрешить гражданам тратить материнский капитал на оплату строительства газопровода внутри своего участка, что является самой затратной частью газификации для самих россиян», — отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что поставки газа в России убыточны, поэтому назвать программу газификации и подключения потребителей переориентацией на внутренний рынок нельзя. «А вот работа над созданием новых перерабатывающих мощностей — под Благовещенском и в Усть-Луге — это как раз шаг в направлении увеличения потребления газа в России для создания добавленной стоимости от продажи продукции более высокого передела», — замечает он.

В то же время внутренний рынок — это гарантированные объемы потребления и стабильные регулируемые цены в отличие от неустойчивой рыночной конъюнктуры на внешних рынках, уверен аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Этого достаточно, по его мнению, чтобы в условиях снижения внешнего спроса начинать рассматривать развитие инфраструктуры потребления газа внутри страны уже не как социальную нагрузку на бизнес «Газпрома», а как на маркетинговую задачу, решение которой обеспечит рост продаж и большую финансовую устойчивость компании.

Источник: EADaily, 24.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики