Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеводородина возвращается

Углеводородина возвращается

Через 15 лет после начала программы по газификации «Газпром» наконец вспомнил о своих обязательствах

В начале лета 2020 года Владимир Путин поручил «Газпрому» и правительству обеспечить «поэтапное завершение газификации к 2024 году и 2030 году» без привлечения средств граждан. «Газпром» поддержал инициативу президента и предложил посвятить газификации отдельный национальный проект. Ранее с аналогичным предложением выступил депутат Госдумы от «Единой России» Олег Быков.

На программу до 2030 года понадобится около 2 трлн рублей, по предварительной оценке «Газпром межрегионгаза» и «Газпрома», которую приводит РБК. Вероятным источником финансирования может стать федеральный бюджет.

В спецпроекте «Углеводородина» «Новая газета» подробно разбирала причины провала программы по газификации России. Средний уровень газификации в России сейчас составляет около 70%, причем доступ к бытовому газу крайне неравномерно распределен среди регионов.

В Сибири газифицированы лишь 5,8% населенных пунктов, а на Дальнем Востоке — 15,8%.

Попытки газифицировать Россию наблюдаются с 2005 года, но обеспечить полное газоснабжение страны в удаленных населенных пунктах за отведенные на это 10 лет у «Газпрома» не получилось. Несмотря на то что Россия является лидером по добыче и экспорту газа, 30 млн граждан обогревают дома с помощью дров и угля.

В последнее время темпы газификации резко сократились: с 2011 по 2018 год прирост газификации регионов России составил всего 5%. По оценкам главы Счетной палаты Алексея Кудрина, за последние три года было выполнено только 15% от планов по газификации. Целевой показатель газификации до 2030 года составил 83% территории России, от запланированного изначально полного газоснабжения всей страны пришлось отказаться.

Сейчас ответственность за подключение домохозяйств к трубопроводу разделена между тремя административными уровнями. «Газпром» проводит магистральные газопроводы до населенных пунктов по заявкам от администраций регионов. Региональные власти прокладывают газораспределительные сети внутри населенных пунктов.

Муниципалитеты отвечают за «последнюю милю» — присоединение газопроводов к домам и установку внутридомового оборудования.

Но в реальности гражданам часто приходится подключаться к сетевому газу за свой счет.

Цена вопроса достигает нескольких сотен тысяч рублей за одно домовладение.

С начала нулевых «Газпром» инвестировал в газификацию домохозяйств 360 млрд рублей, а на строительство экспортных газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток–2» и «Турецкий поток» потратил около 6 трлн рублей.

«Газификацией компания занималась в самой малой степени, — считает Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy. — Все деньги шли на строительство никому не нужных газопроводов. Так что неожиданное предложение заставить "Газпром" заниматься благотворительностью за свой счет — чистый популизм. Вероятно, недовольство публики заметили в руководстве страны, и у партии "Единая Россия" не нашлось более популярного лозунга для избирателей».

«Помимо приближающихся сентябрьских выборов, есть и другая причина, которая могла заставить "Газпром" обратить внимание на миллионы россиян, живущих без газа. В этому году экспортные цены на газ упали ниже себестоимости добычи, а объемы продаж "Газпрома" рекордно снизились. Тарифы для населения уже повышались из-за тяжелого положения госкомпании», — говорит Крутихин.

На этом фоне неожиданный интерес «Газпрома» к газификации может быть попыткой переориентироваться на внутренний рынок.

На Россию приходится более половины поставок госкомпании, причем они не облагаются экспортной пошлиной и не требуют расходов на транзит. Выходит, что на таком «экспортозамещении» «Газпром» может неплохо заработать.

«С учетом падения спроса на основных экспортных рынках и неустойчивости цен внутренний рынок и программы по газификации уже можно рассматривать не как социальную нагрузку "Газпрома" к его основным доходам, а как стратегическую задачу по расширению емкости внутреннего рынка. "Газпрому" должно быть интересно вкладываться в это, потому что затраты отчасти будут компенсироваться, а емкость внутреннего рынка расширится, он станет более стабильным и более устойчивым», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Рентабельность этого проекта зависит от того, как будут распределены капитальные затраты. Из предложения "Единой России" стало понятно, что финансовая нагрузка как минимум не полностью ляжет на "Газпром". Эти траты предполагается компенсировать отчасти льготами по НДПИ, отчасти — за счет привлечения средств с помощью бессрочных облигаций», — говорит Калачев.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что полная газификация России за счет трубопроводного транспорта все равно невозможна. Обеспечение газом малонаселенных районов не окупится даже при наличии поблизости крупных газовых месторождений.

Но есть альтернатива — сжиженный природный газ (СПГ) и компримированный природный газ (КПГ). «Число деревень и мелких населенных пунктов неуклонно снижается, идет депопуляция многих районов России, и проводить в деревню с тремя старушками газовую трубу не имеет никакого смысла, — говорит Крутихин. — Будет намного проще ввозить сжиженный природный газ, как это делается во многих других странах».

Какой бы подход ни был выбран, газификация не должна происходить за счет российских потребителей, доходы которых не растут уже несколько лет.

Если же за решение проблемы наконец возьмется правительство, то от ситуации в перспективе должны выиграть все стороны. "Газпром" — госкомпания, поэтому пусть выполняет государственные задачи не только на внешних рынках, но и на внутреннем», — говорит Калачев.

Источник: Новая газета, 25.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики