Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что такое европейский углеродный налог, которым Медведев напугал нефтяников и газовиков

Что такое европейский углеродный налог, которым Медведев напугал нефтяников и газовиков

Вчера, 26 августа, заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что из-за углеродного налога, который готовит Евросоюз (ЕС), российские экспортеры нефти и угля могут потерять «миллиарды евро». Почему слова бывшего премьера стоит воспринимать всерьез — в разборе NEFT.

Что такое углеродный налог?

Это пошлина на товары и сырье, поставляемые в Евросоюз, при производстве которых выделялось большое количество углекислого газа. Он появится в странах ЕС в рамках «Зеленой сделки» — глобального европейского проекта по изменению экономики, главная задача которого полностью прекратить выбросы парниковых газов на всей территории Европы к 2050 году.

Почему российские власти обеспокоены этим планом?

Согласно докладу Московской школы управления «Сколково», 64% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары. При этом 45,6% от всего экспорта России уходит в Евросоюз. По оценке BCG, бремя нового сбора для экспортеров из России составит от 3 млрд до 4,8 млрд долларов в год, причем от 1,4 до 2,5 млрд долларов заплатят нефтегазовые компании. При этом, по данным Минфина доходы бюджета России в 2018 составили 309 млрд долларов.

Резюмируя, страна в целом и нефтяные компании в частности могут потерять огромные деньги.

Как это скажется на нефтедобывающих регионах?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал NEFT, как европейское нововведение скажется на нефтяных регионах:

«Если российские углеводороды не будут находить рынок сбыта, то сократится добыча нефти и газа. Будет меньше рабочих мест, меньше налогов в местный и федеральный бюджет — люди, следовательно, станут жить хуже».

По его словам, в отдаленной перспективе это скажется на обычных нефтяниках и газовиках — они рискуют остаться без работы.

Причем газовая отрасль находится в куда большей опасности, считает эксперт. Дело в том, что ЕС предлагает новые методы высчитывания углеродного следа. Если раньше добыча газа считалась чуть ли не самой экологически чистой, то по новым европейским стандартам она станет одной из самых вредных.

Чуть позитивнее ситуацию оценивает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:

«В нефтяной отрасли больших проблем, скорее всего, не предвидится. Потому как в целом производство нефти, нефтехимии, калийных удобрений и других экспортируемых товаров подобного рода полностью укладываются в европейский эталон».

При этом Баженов подтверждает, что наибольшие проблемы будут связаны с газодобычей, никелем и медью — углеродоемкость этой продукции превышает европейские нормы в несколько раз. «Это своеобразное принуждение к озеленению других экономик [со стороны ЕС]», — резюмирует аналитик.

Когда налог будет введен?

Аудиторская компания KPMG прогнозирует введение налога в 2025 году. Однако точный срок ввода новых требований пока неизвестен.

Автор: Анатолий Кузнецов

Источник: NEFT, 27.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики