Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост пошлин Белоруссии на экспорт нефтепродуктов завязан на процессах в ЕАЭС

Рост пошлин Белоруссии на экспорт нефтепродуктов завязан на процессах в ЕАЭС

Белоруссия устанавливает новые экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты синхронно с государствами-членами Евразийского экономического союза, рассказал в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

Белоруссия повысит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нововведение начнет действовать с 1 сентября 2020 года. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета министров Белоруссии от 27 августа №503, которое опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.

С сентября новая ставка экспортной пошлины на сырую нефть составит $47,5 за тонну. Прежний показатель был на уровне $46,9 за тонну. Пошлина на прямогонный бензин повышена с $25,7 до $26,1 за тонну.

Также изменится пошлина на товарные бензины, легкие и средние дистилляты с $14 до $14,2 за тонну. Идентичный тариф установлен в отношении дизельного топлива, бензола, толуола, ксилолов, смазочных и прочих масел.

Постановление Совета министров Белоруссии, предполагающее увеличение тарифов, объясняет ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, не содержит каких-то скрытых нюансов.

«Не стоит воспринимать повышение пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, как коварное действие белорусской стороны. Изменение тарифов в реальности происходит практически в автоматическом режиме.

Иными словами, повышение – это не единоличное решение белорусских властей, а практически коллективное. То есть тарифы вырастут во всех государствах, состоящих в Евразийском экономическом союзе», - прокомментировал эксперт.

Ранее ставки вывозных таможенных пошлин Белоруссии в отношении сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, в сторону увеличения изменялись 1 августа 2020 года.

Единый рынок энергоресурсов ЕАЭС

В рамках Договора о ЕАЭС государствами-членами интеграционного объединения, напомнил эксперт, предусматривалось создание общего электроэнергетического рынка, а именно общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов к 2025 году. В связи с тем, что Российская Федерация является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей, решение поставленных задач зависит от эффективности ее внешней энергетической стратегии на евразийском пространстве.

Россия сохраняет преобладание во взаимной торговле в ЕАЭС, в том числе и в торговле энергоносителями. Однако изменение конъюнктуры на мировом рынке нефти, связанное с пандемией коронавирусной инфекции, неблагоприятно отражается на экономической ситуации в России и интеграционных процессах в ЕАЭС.

Несмотря на это, развитие внешнеэкономических связей со странами Евразийского экономического союза в связи с перспективами развития имеет безусловный приоритет для государств-членов интеграционного объединения, а в особенности для России.

Поэтому Белоруссия, объясняет Игорь Юшков, фактически гармонизирует вывозные пошлины с Российской Федерацией, из которой получает нефть для своих нефтеперерабатывающих предприятий и экспорта. В России же экспортная пошлина на сырую нефть с 1 августа 2020 года также составляет $46,9 за тонну.

«Процедура изменения пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, синхронизирована как с Российской Федерацией, так и с другими государствами-членами интеграционного объединения.

Изменения происходят по причине того, что экспортная пошлина высчитывается по формуле, предполагающей оценку средней стоимости нефти и нефтепродуктов на мировых рынках за предыдущий месяц», - объясняет собеседник агентства.

Отметим, что формирование единого энергетического рынка ЕАЭС во многом будет зависеть от внешних факторов в виде нестабильности на мировом рынке нефти, роста региональных и глобальных рисков, а также от темпов реализации политики импортозамещения, эффективности промышленной политики и состояния инвестиционного климата.

«В предыдущем месяце аналитики отмечали рост цены на нефть – она изменилась с $40 до $45 за баррель. В итоге мы видим следствие повышения стоимости нефти на мировом рынке в виде изменения экспортных пошлин. То есть чем дороже энергоресурс, тем выше экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Можно сказать, что государства через изменение указанных тарифов снимают сливки от подорожания энергоресурса и направляют в федеральные бюджеты. Это один из примеров получения государством так называемой природной ренты в процессе роста цен за предыдущий период, то есть за август 2020 года», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики