Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скидки по старинке: почему Беларусь решила направить нефть в порты России

Скидки по старинке: почему Беларусь решила направить нефть в порты России

В ответ на санкции европейских соседей Беларусь намерена перебросить свои нефтяные потоки из Прибалтики в Россию. Почему республика решила переориентироваться только сейчас и какую выгоду получит Минск от новой логистики – в материале Sputnik.

Одним из лейтмотивов встречи премьер-министров Беларуси и России Романа Головченко и Михаила Мишустина, прошедшей накануне, был вопрос энергетики, а конкретно – возможность переориентировать нефтяные потоки с балтийских портов на российские в ответ на санкции странами Балтии.

"У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты", – заявил министр энергетики Александр Новак, отметив большую заинтересованность России в реализации этого проекта.

Теперь сторонам предстоит детально обсудить условия сотрудничества, в том числе между портами и нефтетранспортными компаниями.

Минск на перепутье

По мнению эксперта в области энергетики Игоря Юшкова, сама по себе идея не нова – Минск и Москва давно обсуждали возможность экспорта нефтепродуктов через Усть-Лугу. Более того, чтобы переключить поставки на себя, российская сторона готова была предоставлять значительные скидки на логистику.

"Транснефть" даже готова была строить новый нефтепровод либо использовать "Дружбу", так как она не загружена. Предлагалось, выделив и модернизировав одну нитку, направлять нефтепродукты на ленинградские порты. Беларусь экспортирует где-то 12 миллионов тонн, и существующая инфраструктура могла бы поглотить весь этот объем", – пояснил Юшков Sputnik Беларусь.

По его словам, главный вопрос – какая будет экономика у такой транспортной схемы? Ведь Минск неоднократно подчеркивал, что гнать нефтепродукты через Прибалтику проще, удобнее и дешевле.

При этом белорусская сторона никогда не указывала точных цифр, не оглашала, во сколько обходится прибалтийский транзит и чем не устраивает даже скидка в 50% на ж/д поставки в Россию.

"Разговоры эти были довольно абстрактны, так как в Минске не называли объемов. Если бы сказали, что Беларусь готова пустить шесть или хотя бы два-три миллиона тонн через российские порты, "Транснефть" могла бы подсчитать наиболее выгодный маршрут поставок. Вот только транзит белорусских нефтепродуктов такими объемами никогда не измерялся", – подчеркнул Юшков.

Причем решение белорусского руководства о переориентации поставок имеет чуть более давнюю историю и, вероятно, связано не только с нынешними санкциями. Так, позиция Вильнюса, направленная против атомной электростанции в Островце, в буквальном смысле слова накалила отношения между странами.

"За лозунгами о небезопасности БелАЭС стоит банальная зависть. То, от чего они отказались (атомная энергетика – Sputnik) и чего у них никогда, скорее всего, уже не будет, белорусы у себя развивают и превращаются из нетто-импортеров в нетто-экспортеров", – считает директор российского Института национальной энергетики Александр Фролов.

Собеседник Sputnik полагает, что, если говорить о транзите нефти, то критика географической удаленности Усть-Луги неуместна, так как Беларусь использует для перевалки своих нефтепродуктов в том числе эстонские порты, расположенные дальше российского.

Россия опять пойдет навстречу

По-видимому, нынешние поведение Эстонии, Литвы и Латвии поставило под сомнение целесообразность экономического партнерства с этими странами, учитывая, сколь недружелюбно ведут себя "партнеры" на политической арене. Напротив, российские скидки на транзит и готовность работать сообща по-прежнему в силе.

"Льготы по перевалке, которые могут предложить российские порты, позволят сделать белорусские нефтепродукты более конкурентоспособными на европейских рынках, традиционных для республики", – утверждает Фролов.

По его мнению, за счет выгод в логистической цепочке можно поддержать высокую маржинальность белорусской нефтепереработки и таким образом пополнить бюджет, как это было в ситуации с покупкой российской нефти несколько лет назад. Казна Беларуси получала доход в несколько сотен миллионов долларов за счет покупки российского сырья по сниженным ценам и его последующей переработки и реализации на европейских рынках.

Что касается финансов, то другой важной темой переговоров был газовый долг Беларуси.

По мнению Фролова, нынешняя ситуация в экономических отношениях Москвы и Минска повторяет события трехлетней давности. В 2017 году задолженность республики за газ достигла 726 миллионов долларов.

"Долг был в два раза больше, чем сейчас. Но так как у Беларуси на тот момент не было соответствующих сумм, которые она могла бы направить на погашение этого долга, то Россия выдала кредит, который и был потом распределен на погашение образовавшейся задолженности", – объясняет эксперт.

Он предполагает, что в текущих условиях повторится тот же сценарий, тем более, сейчас экономическое положение Беларуси выглядит даже более нестабильным.

"Мы видим проблемы, которые оказала политическая нестабильность на экономику, видим колебание национальной валюты. Это все неблагоприятно сказывается на платежеспособности республики. Я думаю, Россия опять пойдет навстречу, выделит деньги. И они будут опять направлены на погашение долга", – заключил Фролов.

По крайней мере, сейчас в Минэнерго РФ отмечают – несмотря на долги за газ в размере 328 миллионов долларов, Беларусь внесла как предоплату 101 миллион и стороны наверняка смогут договориться о механизмах погашения задолженности энергоносителей за текущий год.

Источник: Sputnik Беларусь, 04.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики