Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Жесткий закон» Чубайса об углеродном налоге обернется убытками для России

«Жесткий закон» Чубайса об углеродном налоге обернется убытками для России

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович назвал резонансным призыв главы «Роснано» Анатолия Чубайса сформировать «нормальный жесткий» законопроект, предполагающий взимание платы за выбросы парниковых газов.

«Это очень неоднозначное решение. Я бы даже сказал, что у российских властей на самом деле даже нет четкого плана как действовать. И это, кстати, дает возможность Чубайсу такие делать заявления достаточно резонансные. Напомню, что Россия подписала Парижское соглашение даже без ратификации парламентом, а это очень неоднозначный договор», — сказал эксперт в беседе с «Политикой Сегодня».

РФ активизировала разработку законопроекта о регулировании выбросов CO₂ после того, как присоединилась к Парижскому климатическому соглашению осенью 2019 года, а также после решения Евросоюза ввести трансграничный налог для товаров с высоким углеродным следом.

Однако российский бизнес, в частности промышленники, возражали против документа и подписания соглашения по климату, напомнил Митрахович. Участники рынка понимали, что рано или поздно соглашение приведет к необходимости ввести плату либо за выбросы парниковых газов, например, при производстве товара, либо за углеродный след.

«Условно говоря, произвели, не обязательно даже нефть, газ или уголь, а металлургический товар, но при производстве этого металлургического товара были использованы природные ископаемые, в том числе необходимые для производства энергии. Значит, у металлургического изделия возникает углеродный след. Теоретически, если Парижское соглашение будет в дальнейшем реализовано, то надо будет платить дополнительно», — разъяснил эксперт.

Есть несколько вариантов дальнейшего развития событий — платить налог внутри РФ или при поставках на другие рынки, считает Митрахович. По его словам, России, как крупному экспортеру углеводородов, в том числе и металлов, нужно было адаптировать Парижское климатическое соглашение или убедить европейских партнеров смягчить условия.

«Интересно, Путин, как мне кажется, лично не является сторонником линии на то, чтобы глобально ограничить выбросы углекислого газа. Я думаю, Путину ближе другие вещи в сфере экологии: например, переработка мусора, но Путин все равно дал команду подписывать Парижское соглашение. Нужно все-таки адаптироваться и ждать того, что так или иначе придется с нашими партнерами обсуждать эти углеродные выбросы», — добавил эксперт.

Месяц назад Евросоюз объявил, что введет трансграничные углеродные налоги. Например, российские товары, которые поступают в ЕС, обложат дополнительным налогом. Россия, по мнению Митраховича, может потерять миллиарды долларов.

«Чубайс и его сторонники, поддерживающие введение налога, ухудшат конкурентоспособность компаний. Есть люди, которые за это выступают, это и Олег Дерипаска (основатель одного из ведущих производителей алюминия "Русал" - прим. ред.) является сторонником этого налога, потому что он считает, что если его алюминиевые компании используют гидроэнергию, алюминий будет чище, чем у китайцев, которые используют энергию угля», — объяснил эксперт.

Правительство РФ разрабатывало закон о выбросах около пяти лет, но документ до сих пор не утвердили, заметил Митрахович. Министерство экономического развития сначала прописало механизмы отчета по выбросам, а также планировало вставить углеродный налог.

Однако после обсуждений, учитывая позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, налог на выбросы убрали из законопроекта.

«Если мы введем такой налог внутри страны, нет гарантий, что все равно нас избавят от необходимости платить трансграничный налог при поставках нашей продукции, не только углеводородной, а в принципе любой, в Европейский союз. Посмотрим, что в итоге скажет высшее наше руководство», — подытожил Митрахович.

Позицию главы правления «Роснано» Анатолия Чубайса разделили практически все участники круглого стола «Деловой России» об углеродном регулировании, в том числе советник президента, специальный представитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев и директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущев.

Автор: Андрей Рыдаль

Источник: ИА «Политика сегодня», 04.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики