Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономический кризис в Кувейте поменяет подход к рынку нефти

Экономический кризис в Кувейте поменяет подход к рынку нефти

Проблемы Кувейта демонстрируют стандартные сложности государств-производителей нефти, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Случай Кувейта показателен для всех нефтяных монархий

Коллапс энергетического рынка из-за «коронакризиса» создал огромные проблемы для стран-экспортеров нефти, включая Россию. Достаточно посмотреть на проблемы, с которыми столкнулась доходная часть российского федерального бюджета.

Только Россия является большой экономикой, поэтому успешно справляется с трудностями, а вот чистые экспортеры нефти поставлены перед вопросом не просто стабилизации расходов бюджета, а дальнейшего экономического выживания.

Через два месяца кувейтским властям будет нечем платить зарплату служащим и выплачивать социальные пособия, которые в данной стране превышают 2 тысячи долларов на каждую семью. В государственном секторе страны занято 80% трудящихся, поэтому в случае «дефолта» без средств к существованию останется большинство жителей этой монархии.

Дефицит бюджета Кувейта в текущем году составляет 46 млрд долларов, а средств Фонда национального благосостояния оказалось недостаточно для сведения финансирования текущих расходов. Единственным вариантом является увеличение государственного долга.

В Кувейте низкая диверсификация экономики, высокий уровень коррупции и обострившаяся борьба за власть – эмир находится в больнице, ему 91 год, а все правящее семейство включено в борьбу за порядок престолонаследия.

«Ситуация в Кувейте действительно показательная, причем в первую очередь для стран Персидского залива. Львиную часть доходов этих государств составляют производство и экспорт нефти», - констатирует Перов.

Бюджетная политика арабских государств не подразумевает бюджетного правила и цены отсечения, как в России, поэтому для них любой обвал на нефтяном рынке означает экстремальные проблемы с доходной частью государственного бюджета.

Тем более до «коронакризиса» в мире была непростая ситуация с ценами на нефть в 2014-2016 годах, когда спрос был нормальным, но котировки болтались на уровне в 20-40 долларов за баррель. Такие страны, как Кувейт, еще не успели переварить предыдущий кризис.

«В Кувейте и Саудовской Аравии бюджет сверстан под высокие цены на нефть, а продажа самого сырья дает главный бюджетный доход. Остальные отрасли экономики данных государств не играют большого значения», - заключает Перов.

Неслучайно, что после прихода к власти в Саудовской Аравии энергичного принца Салмана там сразу поставили вопрос о диверсификации национальной экономики и создании в ней несырьевых инновационных секторов.

«Кувейт является первой ласточкой, потому что существуют проблемы у Саудовской Аравии и других государств. Все они столкнулись с экономическим кризисом из-за того, что их доходы упали. Для арабских стран-производителей нефти характерна ситуация раздутых расходов, поскольку в них проводилась особая социальная политика», - резюмирует Перов.

Арабские государства, включая Кувейт, пытались построить аналог социализма с перераспределением нефтяных доходов гражданам.

«Мы сегодня видим сильный удар по арабскому нефтяному социализму», - констатирует Перов.

У углеводородов большое будущее

Подобные события являются угрозой не только финансовой стабильности конкретных государств, но и будущему нефти в мировой экономике. Появились оценки, что нестабильность нефтяного рынка и новые энергетические технологии снизят могущество арабских монархий, которые начиная с семидесятых годов стали фактором мировых экономики и политики.

Это видно и по картелю ОПЕК, который без помощи России больше не может влиять на мировой рынок нефти.

«Проблемы Кувейта – это сложности конкретной страны, а не всей мировой экономики. В Кувейте должны сами как-то преодолеть эти проблемы, сократить государственные расходы и диверсифицировать экономику», - заключает Перов.

Как полагает эксперт, не надо верить прогнозам, что эра нефти прошла и это сырье вместе с газом будет играть в мире меньшую роль.

«Прогнозы о том, что зеленая энергетика будет увеличивать свою долю в энергобалансах и вытеснит ископаемое топливо, не оправдались. Глобальное потребление нефти и газа продолжает расти», - резюмирует Перов.

Данный тренд не линейный, у него возникли проблемы еще в прошлом году в связи с переизбытком предложения газа, которые были усилены «коронакризисом», но он сохраняется. Спрос на нефть и газ никуда не уйдет, поэтому мир продолжит делать ставку на углеводороды.

До 2020 года спрос на нефть и газ в мире постоянно и стабильно рос, поэтому мы вернемся к этому процессу в 2021 году.

«Вся статистика указывает на рост энергопотребления в мире, а зеленая энергетика не в состоянии удовлетворить растущий спрос, который постоянно демонстрирует мировая экономика. Она также скоро вернется к росту», - констатирует Перов.

Ничего страшного в мире не произойдет, пусть и цена в 140 долларов за баррель, которая была на пике 2008 года, вряд ли повторится. Спрос на углеводороды будет, и он обеспечит стабильное развитие мировой энергетики.

«Цены на нефть выше 100 долларов за баррель были скорее случайностью, чем нормой. Они были вызваны излишней ликвидностью на рынке, а не реальным балансом спроса и предложения», - заключает Перов.

Никакая водородная энергетика, о которой говорят на протяжении текущего года, не сумеет вытеснить нефть и газ из мировой экономики.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики