Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украина требует у России уступок по ГТС «Газпрома»

Украина требует у России уступок по ГТС «Газпрома»

В ходе очередных российско-украинских консультаций (VII украинско-российского экономического форума с участием Дмитрия Медведева и президента Украины Виктора Януковича) украинская сторона (сначала в лице представителей бизнеса, а затем и министра энергетики Юрия Бойко) выдвинула новые требования к России. Речь идет о предоставлении «Нафтогазу» права использования российской ГТС для свободного транзита газа из стран Центрально-азиатского региона (ЦАР) на Украину.

Ситуация объясняется весьма просто. Киев не готов отдать украинскую ГТС «Газпрому», поскольку сохранение этих труб в собственности «Незалежной» давно уже стало символом независимости страны и частью мифологизированного сознания ее элиты. Кроме того, есть и рациональные соображения относительно сложности передачи украинской ГТС России — ведь тогда любой украинский политик (после обвинений в «предательстве национальных интересов») потеряет не только свой электорат, но и последний аргумент для энергетического и общеполитического торга с Москвой. Доводы же касательно невостребованности ГТС Украины после завершения строительства South Stream на украинскую элиту не действуют — с ее точки зрения, события в мире политики и энергетики развиваются слишком динамично, чтобы рассчитывать свои действия с учетом «долгосрочных» перспектив 5–10 лет (время, необходимое для запуска «Южного потока»).

Тем не менее, в силу логики новой украинско-российской «дружбы» велика вероятность того, что Россия и South Stream построит, и деньги в украинскую ГТС все-таки тоже вложит (либо через механизм нового консорциума, либо некоего СП). Хотя всем понятно, что одновременно функционирующие эти две масштабные газотранспортные системы не нужны, но все-таки сила «славянского братства» плюс интересы трубопроводных подрядчиков, заинтересованных в максимально широком трубном строительстве, возобладают. А раз так, то сохраненной и отремонтированной украинской ГТС нужны хоть какие-то гарантии загрузки. Поэтому и появляются предложения дать центральноазиатским поставщикам право прямого транзита своего газа через Россию на Украину.

Получается, что России предлагают «своими же руками» обеспечивать загруженность украинской ГТС даже после запуска «Южного потока». И это при том, что эта украинская ГТС России принадлежать не будет.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики