Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украина требует у России уступок по ГТС «Газпрома»

Украина требует у России уступок по ГТС «Газпрома»

В ходе очередных российско-украинских консультаций (VII украинско-российского экономического форума с участием Дмитрия Медведева и президента Украины Виктора Януковича) украинская сторона (сначала в лице представителей бизнеса, а затем и министра энергетики Юрия Бойко) выдвинула новые требования к России. Речь идет о предоставлении «Нафтогазу» права использования российской ГТС для свободного транзита газа из стран Центрально-азиатского региона (ЦАР) на Украину.

Ситуация объясняется весьма просто. Киев не готов отдать украинскую ГТС «Газпрому», поскольку сохранение этих труб в собственности «Незалежной» давно уже стало символом независимости страны и частью мифологизированного сознания ее элиты. Кроме того, есть и рациональные соображения относительно сложности передачи украинской ГТС России — ведь тогда любой украинский политик (после обвинений в «предательстве национальных интересов») потеряет не только свой электорат, но и последний аргумент для энергетического и общеполитического торга с Москвой. Доводы же касательно невостребованности ГТС Украины после завершения строительства South Stream на украинскую элиту не действуют — с ее точки зрения, события в мире политики и энергетики развиваются слишком динамично, чтобы рассчитывать свои действия с учетом «долгосрочных» перспектив 5–10 лет (время, необходимое для запуска «Южного потока»).

Тем не менее, в силу логики новой украинско-российской «дружбы» велика вероятность того, что Россия и South Stream построит, и деньги в украинскую ГТС все-таки тоже вложит (либо через механизм нового консорциума, либо некоего СП). Хотя всем понятно, что одновременно функционирующие эти две масштабные газотранспортные системы не нужны, но все-таки сила «славянского братства» плюс интересы трубопроводных подрядчиков, заинтересованных в максимально широком трубном строительстве, возобладают. А раз так, то сохраненной и отремонтированной украинской ГТС нужны хоть какие-то гарантии загрузки. Поэтому и появляются предложения дать центральноазиатским поставщикам право прямого транзита своего газа через Россию на Украину.

Получается, что России предлагают «своими же руками» обеспечивать загруженность украинской ГТС даже после запуска «Южного потока». И это при том, что эта украинская ГТС России принадлежать не будет.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики