Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за август 2020 г.

Топ-лист событий за август 2020 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за август 2020 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Выборы президента Белоруссии, последовавшие народные волнения и перспективы энергетических отношений с Россией

    События развиваются таким образом, что несмотря на открытую антироссийскую компания, которую вел Александр Лукашенко перед выборами, у Москвы другого выхода нет, кроме как поддержать его, потому что альтернатива выглядит еще ужаснее. Возникли страхи оранжевой революции и прочие ужасы, которые сразу возникают у Кремля, когда что-то подобное происходит на постсоветском пространстве. Помогать Лукашенко – значит, вытаскивать его из той ямы, в которую он себя загнал. В том числе и финансовой ямы. И вот здесь возникает вопрос с энергетикой, потому что помогать, естественно, придется именно по энергетической линии. Вероятно, Лукашенко добьется и реструктуризации газового долга, который уже перевалил за 300 млн., и наверняка будут еще какие-то льготные условия поставок нефти в Белоруссию. У Минска нет денег, и этих денег не будет. Есть определенные надежды, что удастся более серьезно замкнуть белорусскую экономику на Россию. Идет обсуждение отказа от перевалки в литовских портах. Проблема только в том, что Белоруссия основную часть нефтепродуктов поставляет на Украину, и если от этого отказаться, соответственно, девать их будет просто некуда. Вторая проблема – Литва это ведь не политический, а экономический выбор, а значит каким-то образом придется Лукашенко компенсировать дополнительные расходы на перевалку в той же Усть-Луге. Так что здесь не всё так просто. Складывалось ощущение, что мы пытались экономикой припереть Лукашенко к стенке, не давая ему льгот, субсидий, установив высокую цену на газ на 2020 г. И вдруг всё поменялось моментально. Теперь надо Лукашенко помогать, иначе прозападные оппозиционеры вполне могут получить власть со всеми вытекающими для Москвы последствиями.

  2. Обсуждение планов газификации регионов

    В августе внимание к этой теме резко активизировалось. В качестве нового повода – предложение «Единой России» по финансированию газификации. Дело в том, что Владимир Путин еще в мае дал 11 поручений на тему ускорения газификации. И не просто ускорения, а в том числе Путин поручил рассмотреть варианты подключения граждан к газопроводам без привлечения их средств, бесплатно. И вот тут сразу возникла большая, в том числе и политическая, интрига. И «Единая Россия» усмотрела в теме газификации вот такую политическую возможность. Газификация – это не только хайповая тема, это еще и вариант попытаться каким-то образом получить долю контроля над «Газпромом». Не случайно эту тему поднял и Алексей Кудрин во время визита к Путину, заявив о рекордно низких темпах газификации. Газификация грозит «Газпрому» серьезными финансовыми потерями, но с другой стороны, это та тема, которая может стать своеобразным щитом от реструктуризации. Потому что если разделить «Газпром», то никакая газификация, конечно, уже будет невозможна.

  3. Встреча Владимира Путина с главой «Роснефти» Игорем Сечиным

    Это уже третья встреча в 2020 году. Сечин пытается продемонстрировать всему нефтегазовому сообществу и политическому классу, что он реабилитирован в глазах Путина за ценовую войну марта, которая привела к обвалу цены российской марки нефти Urals и к очень серьезному бюджетному и финансовому кризису. При этом Сечин пока еще крайне аккуратен в просьбах, что и очень нетипично для него, ведь Сечин всегда был склонен требовать эксклюзивных условий для своей компании. Но все-таки отголоски марта дают о себе знать: в беседе Сечин сосредоточился на успехах «Роснефти». Правда, успехи относительны. Скажем, он принес новую нефть в бутылке, хотя несколько лет назад уже приносил «новую нефть», правда, в колбе и с другого месторождения, но то месторождение так и не стартовало. Так что большой вопрос, какое будущее ждет нефть с проекта Vostok Oil.

  4. Дискуссии на тему НДД

    Руководители нефтяных компаний написали письмо Владимиру Путину с просьбой отказаться от изменения параметра НДД, на чем настаивает Минфин. Позиция Минфина, безусловно, некорректна, потому что НДД вводился надолго и говорили, что это тот налоговый режим, который может отменить систему льгот. Минфин соглашался с тем, что нужно попробовать. И вот прошел год, и уже Минфин требует пересмотра условий, требует, чтобы нефтяники вернули 213 млрд мифических переплаченных рублей, потому что понять, как они переплатили, нельзя. С другой стороны, вряд ли Путин будет вдаваться в расчеты, а доверенного лица, который мог бы провести независимую экспертизу мнения Минфина и мнения нефтяных генералов – такого человека нет. А боязнь остаться без денег у Путина довольно сильна, поэтому нельзя исключать, что аргументы Минфина могут в данном случае перевесить.

  5. Заявление Дмитрия Медведева о необходимости разработки мер внутреннего и внешнего реагирования на случай введения углеродного налога ЕС

    <Брюссель планирует ввести налог на импортируемые товары с большим углеродным следом. Для России этот вопрос - важнейший, ведь мы экспортируем в страны ЕС углеводороды. Возможные убытки пока неясны, но предполагаемый их масштаб таков, что вопрос под личный контроль взял сам Медведев. А ведь не кто иной, как Дмитрий Анатольевич Медведев принимал решение о подписании Парижского соглашения, причем без ратификации парламентом. Уже в 2015 г. было ясно, что этот вопрос - не про климатические ценности, а про деньги.

  6. Второй этап реализации сделки ОПЕК+ по сокращению добычи стартовал 1 августа

    На этом этапе предполагается уже некоторый рост добычи по сравнению с предыдущими месяцами – маем-июнем-июлем. И это серьезный момент. Вопрос даже не в том, что ОПЕК+ может слишком переоценить восстановление рынка. Но судя по ценам августа этой переоценки не произошло: цены стабильно находились в коридоре 42-45 долларов, это не плохо по сравнению с мартом. Вопрос в том, насколько России удастся эту добычу восстановить после массового закрытия и консервации скважин.

  7. «Газпром» опубликовал отчетность за первое полугодие

    «Газпром» показал провальные показатели по сравнению с 2019 г. Но на самом деле, эти провальные показатели были вполне ожидаемыми. 2020 г., несомненно, очень печальный для производителей и экспортеров углеводородов – цены на газ рухнули, и это связано не только с коронавирусом, масса факторов: и теплая зима, и ожидания «войны» с Украиной, которые не сбылись, а газ уже был закачан, и приток СПГ на рынок и т.п. При этом, если в первом квартале у «Газпрома» вообще был убыток, то теперь по итогам полугодия все-таки компания вышла на показатели прибыли. И самое главное – цены начали расти, и уже на конец полугодия средняя стоимость поставок составляла 110 долларов. Это уже определенный прогресс.

  8. Объявление Турцией об обнаружении крупного месторождения газа в акватории Черного моря

    Эта история показывает, что «Газпрому» непросто не только в Европейском Союзе, но и на рынке Турции. Сомнительно, что это открытие действительно имеет место по многим причинам. Но то, что Турция начинает заниматься политической геологией, показывает, что «Газпром» ждут очень непростые переговоры. Анкара настаивает на изменении условий контракта, на изменении формулы цены в сторону снижения. Турция настаивает, что «Газпром» не должен взимать штрафы и нужно изменить правило «бери или плати». При этом формальные аргументы у «Газпрома» есть, и в этом году под штрафы попадают не только частные покупатели, с которых нечего брать, но и государственный Botas. В 2020 г. он не пройдет по нижней границе, и штрафы ему могут составить очень большую сумму. Плюс по политическим моментам у России есть сильные аргументы, тем более что Турция опять поссорилась с ЕС. И кстати, поводом для ссоры стала все та же геологоразведка в море, правда, в Средиземном, рядом с территорией Кипра.

  9. Решение Саудовской Аравии пойти на сокращение цен на сентябрьские поставки нефти для ряда регионов

    Опять же вопрос о том, как ведут себя саудиты, насколько можно рассматривать их как долгосрочных партнеров. Потому что скидки – это опять намек на возможность ценовой войны, теперь уже со стороны Саудовской Аравии. Для нас она оказалась очень неприятной, и мы пошли на новую сделку ОПЕК+. Но у саудитов есть аргументы, они их периодически демонстрируют.

  10. Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco приостановила инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего комплекса стоимостью 10 млрд долларов в китайской провинции Ляонин

    Эта новость интересна тем, что показывает, как конкуренция идет не только на нефтяном рынке, но и на рынке нефтепеределов. Концепция сокращения потребления нефти предполагает, что нефтяные компании должны больше внимания уделять нефтехимии, именно идти в переработку и в продукцию с высокой добавленной стоимостью. И в этом плане саудиты рассматривают китайский рынок как крайне перспективный. И вот, собственно, вся эта история с нефтяными ценами очень серьезно изменила конъюнктуру. Но с другой стороны, она дает и нам шансы посмотреть на китайский рынок не только как на рынок, проглатывающий сырую нефть и природный газ, но и как на рынок, где нуждаются в переработке, а значит, на этом можно попробовать заработать. Правда, у нас были, конечно, проекты участия в нефтехимии в КНР. Но Китай – очень непростой политический партнер, так что есть над чем задуматься.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики