Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская альтернатива «Северному потоку – 2» оставит Европу без газа

Польская альтернатива «Северному потоку – 2» оставит Европу без газа

Польша сделала неожиданное предложение Германии – заменить «Северный поток – 2» на газопровод Baltic Pipe. Это было подано как дружеский жест ради европейской солидарности и энергетической безопасности ЕС. Однако польская инициатива на самом деле таит угрозу для Европы, считают эксперты.

Варшава сделала Германии удивительное предложение – использовать вместо «Северного потока – 2» строящийся газопровод Baltic Pipe. Об этом сообщил пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер.

По его словам, Польша всегда говорила, что когда идет речь об энергетической безопасности, европейская солидарность должна быть однозначной. «Поэтому, если такие потребности с немецкой стороны будут заявлены, то Польша открыта, чтобы использовать инфраструктуру, которую сама строит для своей энергетической безопасности. Сложно не смотреть с беспокойством на такие инициативы, как «Северный поток – 2», которые противоречат идее солидарности и энергетической безопасности», – заявил Мюллер.

Между тем более странного предложения сложно себе придумать. «Ничего общего ни по каким параметрам у этих газопроводов нет. Общее у них только то, что и тот и другой проект – газопроводы», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-первых, мощность Baltic Pipe почти в шесть раз меньше мощности «Северного потока – 2». По польской трубе можно будет прокачивать 10 млрд кубометров газа в год, тогда как по российской – все 55 млрд кубометров голубого топлива. Во-вторых, ресурсная база Baltic Pipe серьезно ограничена. В эту трубу будет поступать норвежский газ, а его добыча в Норвегии будет сокращаться. Новых объемов голубого топлива норвежцы просто не в состоянии предоставить ни Польше, ни в целом Европе. Тогда как ресурсная база у «Северного потока – 2» вне каких-либо сомнений – у России газа достаточно на десятилетия вперед, и при необходимости Газпром всегда может нарастить добычу. 

«У российского газопровода нет никаких ограничений в плане ресурсной базы, в отличие от Baltic Pipe. В Норвегии добыча газа уже не растет, а к 2022 году, возможно, упадет», – говорит Юшков

Есть еще одна особенность газопровода из Норвегии, который поляки пророчат на замену «Северного потока – 2». «Многие думают, что по Baltic Pipe пойдет новый газ. Но это не так. По нему пойдет все тот же газ, который сейчас идет в страны Западной Европы из Норвегии – в Германию, Великобританию и Нидерланды. Чтобы заполнить трубу, полякам придется, по сути, перекупать газ у западноевропейских стран. Видимо, Польша будет платить за него больше», – говорит эксперт ФНЭБ. Польша намерена сама добывать газ на норвежском шельфе, но там речь идет о небольших объемах – около 1 млрд кубов к 2022 году.

Еще одна странность польского предложения Германии состоит в том, что Польша строит Baltic Pipe для того, чтобы полностью отказаться от российского газа в пользу норвежского трубопроводного топлива. Поляки как раз покупают у Газпрома примерно столько же, сколько собираются качать по Baltic Pipe. Варшава давно уже уверяет, что продлевать контракт с Газпромом после 2022 года не собирается, поэтому, собственно, и строит свой газопровод из Норвегии.

Получается, что Варшава хочет перепродавать норвежский газ Германии и зарабатывать на этом как посредник, а сама продолжит покупать дешевый российский газ, продлив контракт с Газпромом? Это очень странная «европейская солидарность».

В предложении поделиться с Германией норвежским газом из Baltic Pipe Варшава находит некую европейскую солидарность по обеспечению энергетической безопасности. Но ведь поляки сами забирают 10 млрд кубометров норвежского газа у Западной Европы для собственных нужд, чтобы избавиться от российского газа.

«На самом деле, Baltic Pipe – это разрушительная история на европейском газовом рынке. Потому что поляки, по сути, отбирают норвежский газ у Западной Европы, у своих соседей, лишь бы не покупать у России. Солидарность – это когда одиночка соглашается с мнением большинства. В этом плане это Польша должна присоединиться к европейским странам, которые реализуют «Северный поток – 2» и будут получать из него газ, потому что их много. Польша должна поддержать мнение Австрии, Италии, Франции, Германии, которые поддерживают «Северный поток – 2». Вот это будет похоже на проявление солидарности со стороны Польши ради обеспечения энергетический безопасности», – считает Игорь Юшков.

«Северный поток – 2» на самом деле строится не для снабжения газом Германии. Последняя получает столько российского газа, сколько ей необходимо через другие трубы: «Северный поток – 1» и «Ямал–Европа». История же второго «Северного потока» – это история про надежные поставки российского газа транзитом через Германию и Чехию в австрийский газовый хаб Баумгартен. И здесь этот газ традиционно распределяется разным покупателям. То есть по «Северному потоку – 2» газ в больших объемах получат многие европейские страны, тогда как у польского газопровода получатель один – сама Варшава.

 

«Как ни крути, Варшава предлагает Германии и Европе издевательский вариант. По сути, она говорит отказаться от дешевого и доступного российского газа. Это соответственно повысит цены на топливо, и в итоге бенефициарами станут поставщики СПГ из США», – заключает Игорь Юшков.

 

Если предположить модель, при которой «Северный поток – 2» так и не будет построен, то это как раз создает реальную угрозу энергетической безопасности Евросоюза. Потому что поставки транзитом через украинскую газотранспортную систему станут безальтернативными. А это значит, что убрав Украину из этой схемы, недоброжелатели уберут и российский газ с европейского рынка. Главными бенефициарами станут США, так как цены на газ в ЕС резко вырастут, что сделает поставки СПГ из-за океана рентабельными. Способов «убрать» Украину существует много, начиная от санкций и заканчивая подрывом украинской ГТС.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 09.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики