Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Взрыв на Украине отрезвит противников "Северного потока — 2" в Европе

Взрыв на Украине отрезвит противников "Северного потока — 2" в Европе

Взрыв трубопровода с российским газом на Украине наглядно показывает Европе риски отказа от проекта "Северный поток — 2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Минувшей ночью под Киевом в районе населенного пункта Чабаны произошел взрыв на газопроводе высокого давления. Очевидцы около полуночи услышали продолжительный гул и мощный хлопок впоследствии – как оказалось, рванул участок трубопровода "Уренгой – Помары – Ужгород", по которому Россия поставляет газ в Европу. Труба диаметром 1,5 метра разгерметизировалась в поле, потому обошлось без массовых жертв и пострадавших. В ближайших населенных пунктах отключили электроснабжение и экстренно принялись перекраивать маршруты подачи газа.

К утру экс-министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подтвердил сам факт чрезвычайной ситуации. К этому времени удалось перераспределить экспортные потоки на другие магистрали. "Разгерметизация газопровода в поселке Чабаны под Киевом не повлияет на транзит газа в страны Европейского союза. Поставки газа для потребителей организованы через другие газопроводы", - сообщил оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины. Ликвидация последствий аварии на газопроводе займет 2-3 дня.

"Это чрезвычайное происшествие, безусловно, очень показательно, - отмечает Перов. – Советская система трубопроводов "Уренгой — Помары — Ужгород" строилась в 1980-х и с тех пор устарела как физически, так и технологически. Сейчас физически украинским специалистам придется латать трубы 1970-1980-х годов выпуска, то есть изношенную систему, которая может рвануть в любой момент. Это яркий аргумент для всех противников строительства "Северного потока – 2" в Европе – украинская система очень ненадежна.

Но мы знаем, что новый российско-германский газопровод намеренно политизируют, так что часто доводы здравого смысла и логика просто отвергаются надуманными мотивами. И насколько у европейских политиков хватит разума принять такой сигнал – пока вопрос. В ответ могут прозвучать ангажированные доводы, что такой взрыв мог произойти и в России. Однако если руководствоваться здравыми рассуждениями, сегодняшняя авария – пример, чего Европе ждать от украинской ГТС в будущем".

"Труба" требует инвестиций

"Уренгой – Помары – Ужгород" – магистральный экспортный газопровод, построенный в 1983 году для поставки природного газа с сибирских месторождений потребителям в союзных республиках и странах Центральной и Западной Европы. В настоящее время российская часть газопровода управляется "Газпромом", украинская – "Укртрансгазом", дочерней компанией НАК "Нафтогаз Украины". И если российская часть образцово обслуживается и модернизируется, то об украинской этого сказать нельзя.

ГТС Украины возникла в 1948 году с газопровода "Дашава – Киев" и впоследствии выстраивалась СССР с грандиозным размахом – сегодня она составляет почти 3,7 тысячи километров. Кроме труб в систему входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Основная часть системы строилась в 1960-1970-х годах, так что сейчас это самая дорогая и "дырявая" система – изношенные трубы приводят к значительным потерям при прокачке.

Киев неохотно содержит ГТС, которую зовет "национальным достоянием". Премьер Украины Николай Азаров в сентябре 2013 года оценивал затраты на ремонт трубы в 4,5 млрд евро. Но с тех пор уровень ежегодных инвестиций в ГТС едва достигал 10% от необходимого.

"Украинская сторона даже не пыталась скрывать, что хронически недофинансирует свою газотранспортную сеть, зато регулярно заявляет о поиске средств на это. А нужны многомиллиардные вложения. Своих денег у Киева на это, естественно, нет, что означает необходимость найти инвестора. Россия в свое время предлагала выкупить украинскую сеть и содержать за свой счет, но Киев с возмущением отказал. А значит, остается искать доноров лишь в Европе.

Украинская власть предлагает смелый проект по вложению в ГТС страны огромных сумм для включения сети в общую газовую систему Евросоюза. В том числе с использованием украинских газовых хранилищ, которые очень велики. Для Киева появление такого инвестора было бы успехом, но пока даже намека на него нет. А украинская ГТС продолжает ветшать и устаревать без вложений", - подчеркивает Перов.

Здравый смысл указывает на "Северный поток – 2"

Европа готова спонсировать модернизацию трубы только в том случае, если Россия гарантирует транзит голубого топлива через нее. Однако для Москвы куда выгоднее задействовать новейшие газопроводы, прокачка по которым вдвое дешевле, чем по гигантской устаревшей украинской сети. Узлов и агрегатов для этой ГТС не выпускают уже 25 лет, мастера на местах выкручиваются как могут, но и советские резервы деталей практически истощены.

Тем временем в Европе антироссийские силы под давлением США объявляют о необходимости остановить проект "Северный поток – 2", связывая его с сомнительной историей о якобы отравлении блогера Алексея Навального. Без доказательств делаются заявления о "боевом происхождении яда" и "политическом заказе" этой истории. Политологи не сомневаются: вся история срежиссирована США, чтобы остановить строительство газопровода.

"Сейчас тема "Северного потока – 2" намеренно максимально политизируется, чтобы не допустить версий здравого смысла, а также рассуждений о необходимости этого проекта для Евросоюза. Ведь ГТС Украины моложе с годами не становится, так что вероятность аварий будет только расти. А для ЕС максимально важно, чтобы поставки энергоносителей были бесперебойными. От этого зависит экономика стран Европы.

Если говорить о максимальных выгодах, то Европе стоило бы и оставить украинскую ГТС, и достроить "Северный поток – 2", чтобы задействовать все его преимущества. Но в любом случае украинский маршрут требует многомиллиардных вложений для поддержания хотя бы его жизнеспособности, и вопрос, готова ли дать деньги на это Европа, остается подвешенным в воздухе.

Если же продолжить политизировать тему строительства нового трубопровода, то это удар по энергобезопасности ЕС. Но пока в Европе превалируют доводы политики, а не здравый смысл, предсказать судьбу проекта трубопровода по дну Балтийского моря все еще сложно", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 15.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики