Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты связали заказ "Газпромом" у Украины допмощностей на транзит с сезонным фактором

Эксперты связали заказ "Газпромом" у Украины допмощностей на транзит с сезонным фактором

Объем запрошенных мощностей пока не уточнялся

Необходимость "Газпрома" в дополнительных мощностях для поставок газа в Европу по украинскому маршруту в октябре объясняется сезонным фактором. Объемы дополнительной прокачки вряд ли будут существенными, считают опрошенные ТАСС аналитики.

НАК "Нафтогаз Украины" 21 сентября сообщила, что "Газпром" заказал дополнительные мощности для транзита газа через территорию Украины в октябре. Объем запрошенных мощностей при этом не уточнялся.

"Я думаю, что это связано с увеличением заявок от клиентов в связи с началом отопительного сезона. Впрочем, скорее всего, речь идет о небольших объемах по отдельным направлениям, в пределах статистической погрешности", - прокомментировал замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко считает, что пока признаков существенного роста спроса на газ в Европе нет, а в октябре спрос, скорее всего, вырастет в связи с сезонным фактором.

С ним согласен и аналитик "Финама" Алексей Калачев. "Заполненность хранилищ очень высокая. Поэтому я бы не сказал, что сейчас там будут большие объемы закупок. Но тем не менее ожидается, что зима будет более холодной и потребление газа вырастет", - полагает он.

В то же время Маринченко из Fitch отметил, что украинский маршрут останется для "Газпрома" балансирующим. "При росте спроса он будет прокачивать через Украину дополнительные объемы, особенно если "Северный поток - 2" в ближайшее время не будет запущен, и наоборот", - добавил эксперт.

Договор на транзит

В конце декабря 2019 года Россия и Украина договорились о продлении транзита российского газа по украинской территории на период с 2020 по 2024 годы с возможностью пролонгации договора еще на 10 лет. Контракт включает транзит 65 млрд куб. м газа в 2020 году, 40 млрд куб. м ежегодно с 2021 по 2024 годы. Договоренность о транзите предполагает принцип "качай или плати", когда плата за транзит взимается в объеме забронированных мощностей, даже если фактическая прокачка окажется меньше.

В то же время ранее сообщалось, что "Газпром" использует мощности украинского маршрута в меньше объеме, чем было забронировано. В начале июля генеральный директор компании "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ) Сергей Макогон сообщил, что суммарный объем транзита газа из РФ с начала года составил 25 млрд куб. м. До конца года, по прогнозам компании, транзит составит 55-57 млрд куб. м при забронированных 65 млрд куб. м мощностей.

Транзит природного газа через территорию Украины в первом полугодии 2020 г. составил 24,9 млрд куб. м, что на 45% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Источник: ТАСС, 22.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики